Музейные экспонаты имеют право быть нефункциональными.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Стеклянные шкафы заполнены валенками всех цветов, размеров и дизайна, с подошвами и без подошв, из Казани и Сызрани, из старейшего татарского городка Кукмора и других мест. Столики заставлены древней «доваленковой» обувью, причудливой старинной утварью для обработки войлока, а также великим множеством разной войлочной всячины. Возле входа – манекены с накинутой на них войлочной одежкой, среди которой – белое стильное женское пальто шинельного покроя из тончайшей валяной шерсти (пошить такое на заказ стоит около 20 тысяч рублей). В глубине зала громоздится массивный чесальный станок, состоящий из огромного барабана с железной рукоятью и множества валиков, покрытых железной щетиной.
═
В пух и прах
═
Традиционное войлочное сырье – овечья шерсть. Впрочем, кочевники использовали верблюжью шерсть и даже конский волос, а древние русские валяльщики, помимо овец, стригли коз и собак. Шерсть можно брать только с живого животного, а наиболее ценной считается шерсть августовского пострига под названием «летнина».
В старину промытую и высушенную шерсть обрабатывали при помощи выгнутого ивового прута с натянутой на него жилой (нечто вроде лука). Поместив жилу в верхний слой шерсти, били по ней битком до тех пор, пока шерсть не начинала пушиться, а ненужный прах не осыпался вниз (именно отсюда происходит выражение «разбить в пух и прах»). Потом шерсть колотили, раскатывали скалками и руками и формировали сам валенок из влажного войлочного пласта. Чем искуснее был мастер, тем незаметнее он делал место шерстяного стыка. После этого валенки бросали в котел и варили от пяти часов до полутора суток, затем просушивали, шлифовали пемзой, надевали на деревянные колодки и вбивали клинья для создания объема. Хорошо выделанные валенки чрезвычайно ценились: за них давали два рубля серебром.
═
Валенки для фронта
═
Настоящий цвет валенок – белый, черный, серый или коричневый, окраска в другие цвета только ухудшает свойства войлока. Однако музейные экспонаты имеют право сиять всеми цветами радуги. Они обшиты нитками, кусочками ткани, тесьмой, бисером и стеклярусом. На одном валенке завис весенний букет, голенище другого украшено узорами из проволоки и позолоченных ниток. Из продырявившегося носка детского валеночка выглядывает мордочка мышонка (привет из музея валенок города Мышкина), а валенок «Путина», вызывая определенные ассоциации, оказывается всего лишь дизайнерской вариацией на рыболовную тему.
На старом черно-белом снимке военной поры – огромная гора валенок на вокзале. В годы Великой Отечественной валенки тоннами доставляли с фронта на фабрики, чинили и снова раздавали солдатам.
В щели за витриной притаились высокие, чуть не до бедра, отделанные кусочками рыжей кожи белые офицерские бурки, которые в 1920–1930-х годах по спискам выдавали красноармейцам и номенклатурным работникам. Иногда здесь выставляют и уникальные вещи вроде белых валенок, изготовленных сызранскими валяльщиками в подарок Сталину к 70-летнему юбилею, или серых валенок из села Шушенское – примерно такие носил ссыльный Ленин. Для Олега Попова в свое время смастерили валенки огромных размеров, чтобы он мог запрыгивать в голенища во время трюка. Не так давно прославились валенки с калошами, в которых патриотично разгуливали по Солт-Лейк-Сити российские участники Олимпийских игр.
═
Сапоги лесника
═
В магазинчике при музее громоздятся груды матрасов, подушек да одеял, набитых овечьей шерстью, банные шапочки, подстилки и мягкие тапки. На полках выстроились валяные сапоги – начиная с трогательных детских сапожек и заканчивая гигантскими валенками лесника. Особенным успехом пользуются не фабричные валенки, а валенки-самовалки родом из Чувашии, а цена в зависимости от размера и материала колеблется от 300 до 700 рублей. Берут их не только старички да старушки – говорят, небывалой популярностью пользуются валенки у отечественных дизайнеров, превращающих валенок за 700 рублей в авторское произведение долларов эдак за 300.