Ключевые понятия выставки – размах и масштаб. Соня Таларико. Инсталляция 'Кончай раскачиваться – не время играть'.
Изображение предоставлено пресс-службой ГЦСИ
1–23.12. Выставка «Оккупация пространства». ГЦСИ.
═
Бразилия – не только карнавал. Сегодня она стала одним из самых мощных центров современного искусства: здесь проводится знаменитая сан-паулуская биеннале, по значимости уступающая только венецианской.
Но собственно современное бразильское искусство до Москвы добралось впервые. Проект по-модному гендерный: на выставке «Оккупация пространства», которая открывается 1 декабря в Государственном Центре современного искусства, представлены лишь женщины.
Событие на самом деле значимое – куратор Флавия Максимо выбрала для экспонирования в Москве работы шести выдающихся, с ее точки зрения, бразильских художниц: Лусии Пи, Люси Саллес, Лусианы Мендонса, Сони Таларико, Паулы Салюссе, Кристины Паризи. Каждая инсталляция занимает около 20 квадратных метров и помимо стены распространяется еще и на пол и на пространство вокруг.
Живопись на бумаге и больничных листах представит Соня Таларико. Ее инсталляция называется «Кончай раскачиваться – не время играть». В знак отказа от баловства в суровые будни на полу будут разбросаны 25 скакалок, кусок дерева и неоновые веревки.
Паула Салуссе, одна из основательниц лаборатории культурных исследований Coletive0508, весьма озабочена проблемой пития в мире и тем, что же можно найти на дне бутылки. На отведенных двадцати метрах она размещает бумажные круги - отпечатки донышка бутылки, в которых проглядывает загадочный пейзаж. Концентрируясь в центре, по краям произведение разрушается, становится дискретным. А на полу, контрастируя с четкой организацией настенного произведения, в хаотическом порядке выставлены настоящие стеклянные бутылки.
Другая участница выставки, Луси Салес заполняет пространство агрессивным красным цветом. Инсталляция называется «Запятнанная защита»: на стене вывешены холсты с красными пятнами, что заставляет зрителя содрогнуться. Что это? Кровь? Насилие? Раздавленные фрукты? Сама Луси Салес признается, что в своем творчестве придерживается постулата Жана Бодрийяра: «Перед проблематичным и непонятным миром наша задача абсолютно ясна – мы должны сделать этот мир еще более непонятным и еще более таинственным».
После экспозиции Россия нанесет ответный визит – в 2006 году в Сан-Паулу наши художники представят проект «Чехов. Между островом Сахалином и Вишневым садом».