Уроженец солнечной Бразилии авангардист Линдсей внешне напоминает тихого и закомплексованного интеллигента Старого Света.
Фото предоставлено Клубом на Брестской.
26.11. Концерт Арто Линдсея. Клуб на Брестской.
═
Искушенные поклонники Арто Линдсея утверждают, что прийти на его концерт – все равно что присутствовать при переливании крови. Надрывно-визгливый, истерично-лающий голос, дребезжащий ритм принципиально расстроенной гитары, до неприличия короткие, но довольно изобретательные музыкальные конструкции и редкие, как божья милость, концерты┘ Эпатажный балаган подобного рода музыковеды идентифицируют как смесь рока, черного фанка и фри-джаза. В конце 1970-х знаменитый гитарист, певец и композитор Арто Линдсей и группа DNA отрекомендовали себя зачинщиками ярко вспыхнувшего, но быстро сгоревшего стиля «No wave». Непосвященный слушатель Линдсея был в ту пору порядком изумлен, поймав в надрывном авангардном шуме танцевальные обрывки сладкоголосой бразильской босановы.
Ныне широко известный законодатель музыкальной моды конца XX – начала XXI в. Арто Линдсей родился и провел младые годы в солнечной Бразилии, глубоко вобрав в себя флюиды зажигательной латиноамериканской песни. За ней, как водится, последовали The Beatles и Rolling Stones. Родина музыканта кипела идеями, но денег для свершений было маловато, потому и отправился еще неизвестный миру Линдсей на завоевание Нью-Йорка. Виртуозно аккомпанировавший себе на гитаре обладатель высокого пронзительно-птичьего голоса с нежным прочувствованным тембром с головой окунулся в атональные скрежещущие дебри нью-йоркского андеграунда и добился на этом поприще блестящего успеха. Впрочем, замечает сам Линдсей, в 1970-х все были обречены на оригинальность. Вкупе с группой DNA он стал одним из лидеров американской независимой сцены.
Но даже экстремальный и нигилистический стиль «No wave» не смог заглушить голоса крови в бразильце Линдсее. Играя панк-джаз с группой Lounge Lizards, танцевально-шумовой фанк – с Ambitious Lovers, работая с ведущим поэтом поколения битников Алленом Гинсбергом, культовым режиссером Джимом Джармушем и поп-звездами Каэтано Велозо и Маризой Монте, он всегда отдавал дань воспитавшей его бразильщине. Во второй половине 1990-х Арто Линдсей окончательно распрощался с шумовой эстетикой и целиком обратился к творческим опытам в латиноамериканском стиле. Из экспериментальной лаборатории доктора Линдсея (который, без шуток, имеет внешность тихого немолодого многомудрого профессора) вышли альбомы «Prize», «Invoke» и «Salt» – странные, но прекрасные гомункулы, являющие смесь экзотических, порой измененных до неузнаваемости бразильских мотивов и мрачного городского авангарда.
За плечами Арто Линдсея несметное множество музыкальных проектов: среди прочего он, к примеру, сочинил на пару с бас-гитаристом Мелвином Гиббсом музыку к танцевальному спектаклю «Ахиллесова пята», в котором блистал Михаил Барышников. Он же, по-прежнему, как мальчишка, восхищается горячей смесью хип-хопа с электрогитарами, которая сейчас популярна на его исторической родине. На московском концерте музыкант намеревается сыграть материал последних альбомов, обещая сделать это «по-панковски» и с элементами жесткого драйва.