Инструмент, который мы называем арфой, существовал почти у всех народов мира – во всевозможных модификациях и под самыми витиеватыми именами.
Название пошло либо от греческого глагола «арпадзеин» – «схватывать», либо от древнееврейского числительного «arbaim» – сорок (по числу струн).
Первые египетские арфы – бенты – появились 6 тысяч лет назад. Деревянные и кожаные диски, прибитые гвоздями к средней части бента, выполняли роль деки, придавая инструменту вид лопаты. Перед музыкантом, как правило, сидел хайроном – «мальчик-ноты», который с помощью 11 жестов изображал арфисту звуки.
═
Арфа для гетер
═
Шумерская дуговая арфа самбуке принципиально отличалась от египетской. Ее подвешивали на шею за ремень и играли костяным или металлическим плектром. Ассиро-вавилонскую прямостоящую арфу киннор именовали царицей инструментов и украшали ее звуками торжественные церемонии в эпоху деспотии. Развращенные финикийцы, позаимствовавшие в Ассирии киннор, использовали его в отправлении культа Молоха и сладострастных мистериях Астарты. В результате излюбленный инструмент тирских гетер подвергся проклятиям пророков Исайи и Иезекииля.
Между тем сами древние иудеи устраивали конкурсы арфистов в честь царя Давида, излечившего, по преданию, своей дивной игрой царя Саула. Эта арфа была копией самбуке и именовалась набл. Во время религиозных церемоний использовали другую конструкцию – псалтирь (от древнегреч. «псалтере» – дергать, щипать струны). Именно под ее аккомпанемент Давид пел псалмы, славившие Яхве.
═
Нерон-музыкант
═
На берегах Древней Эллады лирики исполняли свой репертуар под звуки греческих арфообразных инструментов – кифары и лиры. На девятиструнной кифаре пели гимны богам, а на трехструнной лире – оды в честь выдающихся граждан страны. А самым большим арфовым инструментом был магадис, число струн на котором достигало двадцати. Претенциозный Рим позаимствовал у греков их инструменты, сделав поправку на размер: на свет родились громадные лиры для публичных торжеств. Сам император Нерон мастерски играл на кифаре и не раз ездил в Грецию на гастроли, а свирепый пожар Рима послужил ему темой для виртуозной арфовой импровизации.
═
Когтистые ирландцы
═
Древнее арфовое искусство Европы держалось на четырех слонах – Ирландии, Шотландии, Англии и Уэльсе. Кельтские барды до IX века н.э. музицировали на круите – четырехугольной щипковой арфе. Позже круит заменила ирландская треугольная арфа телин. При игре ее держали на коленях, а для цепляния струн отращивали длинные и крепкие ногти.
На арфах ирландские и шотландские барды исполняли не только свадебные и похоронные песни, но и пламенные вещи, воодушевлявшие народ на борьбу за независимость от колонизаторов. В ответ британские самодержцы, начиная с Эдуарда I и заканчивая королевой Елизаветой, настойчиво искореняли их искусство. А во время последних ирландских восстаний XVII века лорд Барримор издал приказ вешать без разбору всех арфистов и сжигать их инструменты на костре.
═
Мастер-класс в трактире
═
На территории нашей родины на арфоподобных инструментах играли издревле. Одна из древнейших находок в скифских погребениях Крыма и Кавказа (IV–VI века н.э.) – удивительная скифская арфа. Она имела вид зауженной к середине долбленой лодочки длиной меньше метра, обшитой по краям кожаной мембраной.
В русской народной традиции на арфу больше всего походят старинные гусли. Бряцая по струнам, бродячие музыканты сказывали былины, а скоморохи исполняли свои срамные песни. Подобно кельтским бардам, они тоже были не по нраву царским особам: в 1648 году Алексей Михайлович Тишайший повелел изъять скоморошью утварь и сжечь за Москвой-рекой.
Слова «арфа» и «арфист» до XVIII века почитались чужеземными и переводились на русский язык как «гусли», «скрипица» и «песница». Первые арфы завезли в Россию из Италии. Немного позднее появились также немецкие инструменты. А в 1745 году в Петербург собственной персоной пожаловал создатель первой усовершенствованной педальной арфы Иоганн Христиан Гохбруккер. Знаковый мастер-класс, организованный немецким арфистом в петербургском трактире, положил начало не только русскому арфовому искусству, но и всей последующей концертной жизни России.