0
1178
Газета Акцент Интернет-версия

23.11.2005 00:00:00

Любимый инструмент вавилонских блудниц

Тэги: арфа, история


Инструмент, который мы называем арфой, существовал почти у всех народов мира – во всевозможных модификациях и под самыми витиеватыми именами.

Название пошло либо от греческого глагола «арпадзеин» – «схватывать», либо от древнееврейского числительного «arbaim» – сорок (по числу струн).

Первые египетские арфы – бенты – появились 6 тысяч лет назад. Деревянные и кожаные диски, прибитые гвоздями к средней части бента, выполняли роль деки, придавая инструменту вид лопаты. Перед музыкантом, как правило, сидел хайроном – «мальчик-ноты», который с помощью 11 жестов изображал арфисту звуки.

Арфа для гетер

Шумерская дуговая арфа самбуке принципиально отличалась от египетской. Ее подвешивали на шею за ремень и играли костяным или металлическим плектром. Ассиро-вавилонскую прямостоящую арфу киннор именовали царицей инструментов и украшали ее звуками торжественные церемонии в эпоху деспотии. Развращенные финикийцы, позаимствовавшие в Ассирии киннор, использовали его в отправлении культа Молоха и сладострастных мистериях Астарты. В результате излюбленный инструмент тирских гетер подвергся проклятиям пророков Исайи и Иезекииля.

Между тем сами древние иудеи устраивали конкурсы арфистов в честь царя Давида, излечившего, по преданию, своей дивной игрой царя Саула. Эта арфа была копией самбуке и именовалась набл. Во время религиозных церемоний использовали другую конструкцию – псалтирь (от древнегреч. «псалтере» – дергать, щипать струны). Именно под ее аккомпанемент Давид пел псалмы, славившие Яхве.

Нерон-музыкант

На берегах Древней Эллады лирики исполняли свой репертуар под звуки греческих арфообразных инструментов – кифары и лиры. На девятиструнной кифаре пели гимны богам, а на трехструнной лире – оды в честь выдающихся граждан страны. А самым большим арфовым инструментом был магадис, число струн на котором достигало двадцати. Претенциозный Рим позаимствовал у греков их инструменты, сделав поправку на размер: на свет родились громадные лиры для публичных торжеств. Сам император Нерон мастерски играл на кифаре и не раз ездил в Грецию на гастроли, а свирепый пожар Рима послужил ему темой для виртуозной арфовой импровизации.

Когтистые ирландцы

Древнее арфовое искусство Европы держалось на четырех слонах – Ирландии, Шотландии, Англии и Уэльсе. Кельтские барды до IX века н.э. музицировали на круите – четырехугольной щипковой арфе. Позже круит заменила ирландская треугольная арфа телин. При игре ее держали на коленях, а для цепляния струн отращивали длинные и крепкие ногти.

На арфах ирландские и шотландские барды исполняли не только свадебные и похоронные песни, но и пламенные вещи, воодушевлявшие народ на борьбу за независимость от колонизаторов. В ответ британские самодержцы, начиная с Эдуарда I и заканчивая королевой Елизаветой, настойчиво искореняли их искусство. А во время последних ирландских восстаний XVII века лорд Барримор издал приказ вешать без разбору всех арфистов и сжигать их инструменты на костре.

Мастер-класс в трактире

На территории нашей родины на арфоподобных инструментах играли издревле. Одна из древнейших находок в скифских погребениях Крыма и Кавказа (IV–VI века н.э.) – удивительная скифская арфа. Она имела вид зауженной к середине долбленой лодочки длиной меньше метра, обшитой по краям кожаной мембраной.

В русской народной традиции на арфу больше всего походят старинные гусли. Бряцая по струнам, бродячие музыканты сказывали былины, а скоморохи исполняли свои срамные песни. Подобно кельтским бардам, они тоже были не по нраву царским особам: в 1648 году Алексей Михайлович Тишайший повелел изъять скоморошью утварь и сжечь за Москвой-рекой.

Слова «арфа» и «арфист» до XVIII века почитались чужеземными и переводились на русский язык как «гусли», «скрипица» и «песница». Первые арфы завезли в Россию из Италии. Немного позднее появились также немецкие инструменты. А в 1745 году в Петербург собственной персоной пожаловал создатель первой усовершенствованной педальной арфы Иоганн Христиан Гохбруккер. Знаковый мастер-класс, организованный немецким арфистом в петербургском трактире, положил начало не только русскому арфовому искусству, но и всей последующей концертной жизни России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
919
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1058
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
645
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
757

Другие новости