Состав 'Swingle Singers' постоянно обновляется, но название остается прежним – все-таки брэнд.
Фото предоставлено пресс-службой ММДМ
23.11.Концерт «The Swingle Singers». Дом музыки.
═
Близко расположенный микрофон, пение без вибрато, сымитированное голосом звучание музыкальных инструментов – это исполнительская техника «Swingle Singing». Когда-то Лучано Берио, ключевая фигура европейского электронного авангарда середины ХХ века, заинтересовался этим способом пения знаменитой группы «The Swingle Singers» и, вдохновившись, специально для нее написал шедевр «Sinfonia».
Октет «The Swingle Singers» родился в Париже в начале 1960-х волею американца Уорда Свингла. В число певцов вошел сам Свингл и Кристина Легран – сестра Мишеля Леграна. Поначалу это была просто джазовая бэк-вокальная группа. Чтобы раздробить монотонность фонового звука, музыканты решили «с листа» спеть «Хорошо темперированный клавир» Иоганна-Себастьяна Баха, используя «скэт» (джазовую голосовую имитацию). Так родился новый стиль Уорда Свингла. В лице «госпожи удачи» выступила крупная звукозаписывающая компания, использовавшая их музыку в качестве рождественского подарка для родных и близких своих сотрудников. Вдохновленные успехом, «The Swingle Singers» перелицовывали музыку барокко, всевозможные фуги, мадригалы и оркестровые увертюры в хоровые свинговые композиции.
Дебют ансамбля – звездный альбом «Jazz Sebastian Bach» (1963), осененный премией Грэмми, побудил Филармонию Нью-Йорка в 1969 году пригласить октет для исполнения знаменитой «Sinfonia» Лучано Берио в прямом эфире одного из телеканалов США. Произведение было сочинено для восьми голосов, органа, клавесина и фортепиано на слова знаменитого социолога Клода Леви-Стросса, драматурга Сэмюэля Беккета и самого Берио. За период успешных гастролей вплоть до 1973 года ансамбль пения «а-капелла» успел прошвырнуться по всем континентам, опробовав все самые блестящие сцены мира, выпустил дюжину альбомов, беспрестанно пополняя репертуар новыми произведениями – от Моцарта и Шопена до композиторов XX века. Затем Уорд Свингл решил, что обновление – мать учения, и собрал в Англии новый состав уже под названием «Swingle II». Новые певцы не подкачали: в противоположность французским «ду-би-ду» исполнение стало более разнообразным. А вот старое название вернули – все-таки брэнд. Дальше – больше: хорошенько натренированному классикой и джазом октету ничего не стоило освоить музыку Возрождения и хиты 1960–1970-х годов.
После того как «дедушка» Уорд Свингл, создавший все оригинальные аранжировки ансамбля, в 1984 году ушел на покой, чтобы заниматься продюсерством, слава «The Swingle Singers» не померкла. Современных ее участников, которые ушли от первого состава на целые поколения, Свингл ласково называет внуками, а по-прежнему эклектичная программа концертов, помимо современных композиций, вбирает в себя (как дань уважения) традиционные вещи Баха, и все это сопровождается хореографическими номерам. Живенько так, в духе свинга.