Идеальная женщина в идеальном мире. Александр Захаров. 'На пляже'. 2005.
Изображение предоставлено фондом RuArts
25.11–20.12. Выставка «Барбизона: внешний и внутренний мир Барби». Галерея RuArts.
═
Когда только Барби появилась на просторах нашей Родины, никому и в голову не приходило называть милую куклу сильным брэндом и восхищаться прозорливостью ее создателей, которые заработали миллионы, не только продавая саму игрушку, но еще и тонны безделок к ней. Если что-то можно надеть на Барби, вложить в ее гнущиеся ручки – то раскупается на ура.
Постсоветские девочки и их родители были весьма ошарашены. Барби отличалась всем – ласковой улыбкой, ценой, совершенством конструкций, а главное, взрослыми пропорциями. Ее голова по сравнению с имеющимися пупсами такого же размера казалась несоизмеримо малой, как Луна рядом с планетой Земля. Из-за этого какие-либо полноценные разговоры между ней и старыми игрушками были странны, полны абсурда.
Заботливые папы из старых тумбочек мастерили дома для Барби, а мамы шили на нее одежды. Многие предприимчивые девочки, связав шарфик для куклы, смело меняли эту чепуху на лак для ногтей и другие дорогостоящие товары, приобщаясь к капиталистическому миру.
Но и это еще не все. Барби, превратившись в одну из самых знаменитых прекрасных дам мира, стала еще и культурным феноменом.
Теперь, по прошествии времени, можно увидеть, как оценили образ полой куклы деятели современного искусства, каким содержанием наполнили пустоты ее гибкого тела. На выставке будут представлены работы двадцати с лишним художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Петрозаводска.
Экспозиция будет разделена на две тематические линии – «про Барби» и «вокруг Барби» и разместится на двух этажах.
В первой секции можно будет, содрогнувшись сердцем, лицезреть Владимира Мамышева-Монро с накладными грудями и в парике. Таким образом он перевоплотился в образ Барби.
Культурный деятель Дмитрий Цветков решил восполнить недостающие элементы в арсенале нашей героини – и представить на обозрение публики гробы для нее.
Возможно, девушка за 45 лет существования слегка подутомилась. Или же мы от нее устали – агрессию по отношению к вечно улыбающейся пластмассе можно будет увидеть в работе автора, скрывающегося под инициалами «О. Т.».
Но не спешат хоронить ее Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. У них, по уверению организаторов, Барби предстанет в совершенно новом качестве. Также обещано, что Сергей Шутов научно обоснует ее неземную миссию. В части экспозиции, посвященной миру вокруг Барби, человек сентиментальный не сможет побороть ностальгическую слезу. Здесь, как будто специально для него, – живопись Ирины Корсаковой «Куклы до Барби». Ростан Тавасиев представит вырезанные силуэты для одевания, а Александр Захаров вообще розовых мишек.
Впрочем, обещан и проект Сергея Бугаева-Африка «Рискованная фотография Барби». Пока неизвестно, в чем риск, но сантименты придется отбросить.
А для философского осмысления происходящего – пожалуйте вам видео Николая Олейникова «Кукольная медитация».
Также в день открытия можно будет посмотреть показы коллекций двух российских дизайнеров Ирины Дейнеги и Маши Цигаль.
После увиденного свои противоречивые впечатления вполне реально систематизировать, прочитав книгу Линор Горалик «Полая женщина. Мир Барби: изнутри и снаружи». С отрывками из этого произведения внимательные читатели «НГ» могли ознакомиться во вчерашнем номере приложения «НГ-Exlibris».