Дирижер Томас Зандерлинг постарается не посрамить художественную репутацию своего отца.
Фото предоставлено агентством 'Артефакт'
20.11. Концертное исполнение оперы «Фиделио». Дом музыки.
═
Двести лет назад в Театре-ан-дер-Вин потерпела сокрушительное фиаско премьера единственной оперы Бетховена «Фиделио». С тех пор человечество пересмотрело отношение к этой музыке и теперь весьма торжественно празднует годовщину ее появления на свет. В августе «Фиделио» в первой редакции возобновили в том же Театре-ан-дер-Вин; в октябре премьеру новой постановки представил в Бонне известный режиссер Гюнтер Крэмер. А в это воскресенье «Фиделио» в концертном исполнении можно будет услышать в Светлановском зале Дома музыки: здесь юбилей отмечают день в день, премьера оперы состоялась именно 20 ноября 1805 года.
Провал первого исполнения был, в общем, вполне предсказуем: как раз накануне в Вену вошли войска Наполеона. В это время, понятное дело, из города бежали все те, кого Бетховен предполагал видеть в театральном зале, и поначалу на спектакле было пусто. Потом постепенно подтянулись французы. И что же они увидели?
Опера написана на сюжет пьесы Жана Николя Буйи. Он по профессии был юристом и в этом качестве прошел всю Французскую революцию. Пьесу он написал, основываясь на истории, которую знал из личного опыта: женщина, переодевшись мужчиной, пыталась спасти мужа из якобинской тюрьмы. Правда, у Буйи действие происходит в Испании, но современники, конечно, прекрасно понимали, какую на самом деле страну он имеет в виду.
Итак, в австрийской столице французы увидели знакомую пьесу о революции, переведенную на немецкий и положенную на музыку. Должно быть, впечатление у них сложилось странное. Впрочем, вряд ли оно долго их тревожило: жизнь была насыщена событиями, через две недели им предстоял Аустерлиц.
Бетховен не раз с тех пор переделывал эту оперу, одних увертюр к ней он написал четыре штуки. В 1814 году это творение, наконец, было показано при более благоприятных обстоятельствах, и успех ему сопутствовал огромный. Кстати, изначально Бетховен назвал оперу «Леонорой», но дирекция театра указала на афишах «Фиделио». Поскольку Фиделио – это переодетая Леонора, современные режиссеры не упускают случая увидеть тут модный нынче мотив раздвоения личности (именно так поставили оперу в Бонне: Леонору и Фиделио играют разные актеры). В общем, показать эту оперу так, чтобы сюжетные условности не раздражали и действие не превращалось в фарс с наивным хеппи-эндом, трудно. Может быть, поэтому и ставили ее нечасто, особенно в России.
Проект, который нам представят 20 ноября в Москве (а затем на следующий день – в Петербурге), обещает пройти на хорошем музыкальном уровне. В нем примут участие отличные зарубежные солисты: из Великобритании приедет знаменитый бас Роберт Ллойд (тот самый, который пел Бориса Годунова в лондонской постановке Андрея Тарковского); заглавную роль исполнит австрийская певица Габриэле Фонтана. Остальные музыканты (и певцы, и оркестр) – из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Дирижировать будет Томас Зандерлинг, сын великого Курта Зандерлинга, который примерно полвека назад руководил постановкой «Фиделио» в Ленинграде.