Уэйн Инглинг знает толк в красивой жизни и делает ставку на роскошные костюмы по эскизам Бакста.
Фото предоставлено Фондом Мариса Лиепы
25.10. «Синий бог». «Жар-птица». Кремлевский дворец.
═
Спектакль с таким названием – «Синий бог» – сто лет назад был поставлен в антрепризе Сергея Дягилева, но особого успеха не имел. Современники все свалили на плохую музыку и позволили богу тихо кануть в Лету. Теперь, когда Фонд Мариса Лиепы решил реанимировать проект, от былой роскоши остались название, либретто Жана Кокто и частично костюмы. Проект возник потому, что у фонда есть план сыграть в Дягилева – восстановить некоторые его спектакли (что худо-бедно сохранилось), кое-что поставить заново, как «Синий бог» или – в будущем – балет «Тамар». А потом все это повезти за границу, надеясь, что французы и прочие шведы ахнут так же восхищенно, как ахала Европа почти сто лет назад, во времена дягилевских «Русских сезонов». Проекту и название дали схожее: «Русские сезоны, XXI век». Под это дело и создали «Синего бога» заново, а к нему присовокупили «Жар-птицу» – тоже дягилевскую постановку, детище великого русского хореографа Михаила Фокина. Это давний проект Андриса Лиепы, который он предлагал то Большому, то Мариинскому театру, даже снял одноименный фильм-спектакль, а вот теперь отдал «птичку» труппе «Кремлевского балета».
«Жар-птица» – вдохновивший Игоря Стравинского микст русских сказок про Ивана-царевича, Царевну-красу и Кащея Бессмертного со свитой кикимор, леших и прочих ужастиков. «Синий бог» – вещица в восточном духе, которая теперь станцована на музыку Скрябина, его «Поэмы экстаза» и «Божественной поэмы». Скрябин был мистиком, увлекался теософией и мечтал, чтобы его произведения играли в индийском храме. Как раз это случится на «Синем боге»: действие происходит в храме среди скал и заводей, где люди непосредственно общаются с богами.
По ходу событий зрители увидят посвящение жреца в сан, соблазнение неофита женскими чарами, танцы монстров и дуэт двух богов – Синего Бога (Николай Цискаридзе) и Богини Лотоса (Илзе Лиепа). Кокто еще писал о свешивающихся с плеч девушек хвостах павлинов, чудовищах с чешуйчатыми хвостами и «новорожденных младенцах», которых должны приносить в жертву религиозные фанатики.
Ставить балет пригласили англичанина Уэйна Инглинга. Сразу после мировой премьеры в Москве он поедет руководить Английским национальным балетом, а до того возглавлял Национальный балет Нидерландов. Каков Инглинг хореограф, у нас известно мало. Памятуя об этом, Уэйн нашел выход из положения, если его хореография не придется в России ко двору: в таком случае он предложил смотреть не танцы, а костюмы по эскизам Льва Бакста. Они были импозантно-роскошны еще на стадии замысла, а теперь к тому же пошиты из современных тканей, которые, по уверениям восстановителей, особо пригодны для передачи авторского замысла.
В любом случае, на подлинность «Синего бога» авторы проекта не претендуют. Они хотят лишь «дать флер», поразить компьютерными спецэффектами и сделать публике красиво.