Верный способ отпугнуть злых духов – самому надеть такую личину.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Истоки карнавальной традиции, как и многое другое, спрятаны в шкатулке античности. В Древней Греции прообразом карнавала были Дионисии (Вакханалии) – культовые мистерии, славившие бога виноделия Диониса (он же Вакх и Бахус). Если верить Лукиану, возбужденные страстями и вином менады – служительницы языческого божества, – отплясывая групповой эротический танец – кордак, увенчивали головы плющом, а на тела накидывали шкуры диких животных. Во время танца они размахивали каменными или кожаными фаллосами и копьями, обвитыми виноградом. Обнаженные юноши прикрепляли себе хвосты и рога, изображая козлоногих силенов и демонов, с которыми должны были совокупиться жрицы любви.
От греков не отстали и древние римляне. Идея праздника сбора урожая – Сатурналий, по сути, сформировала основной принцип и смысл карнавала. Все становилось с ног на голову. Все, что запрещалось в обыденной жизни, – было дозволено, рабы и господа менялись местами, выбирали Короля и Королеву Шутов, улицы были запружены масками и ряжеными, которые устраивали шалости и проделки, кричали и поносили обидчиков, оставаясь при этом безнаказанными. Празднества такого рода до появления христианства существовали также в Персии, Египте и во многих других странах.
В нашу эру настоящим театром масок стала Венеция. По старой венецианской легенде, в 998 году хорватские пираты украли местных девушек-невест, а молодые венецианцы бросились в погоню и отбили ценный груз. В честь этой победы и был организован большой праздник, ставший впоследствии карнавалом. Впрочем, венецианцы носили маски не только в праздники, но и в будни. Ежедневный маскарад в условиях городка с небольшим населением часто помогал избежать встреч с нежелательными людьми. Любовники неузнанными спешили на свидания к своим дамам, знатные горожане преспокойно посещали бордели и игровые клубы, должники изворотливо скрывались от своих кредиторов, злодеи вершили месть, а великие мира сего отдыхали от преследующей их толпы.
В конце концов Церковь и правительство решили, что с этим беспределом нужно как-то бороться. Декрет от 1458 года запретил мужчинам в женских нарядах входить в монастыри, а закон «Совета десяти» 1608 года вообще счел долговременное ношение масок неуместным. Особенно строго следили за тем, чтобы их не надевали при входе в храм и в дни церковных праздников. За ослушание мужчины расплачивались двумя годами тюрьмы и штрафом, женщин же публично секли на площади Сан-Марко.
Таким образом, маскарадный костюм стали использовать только во время карнавала. В христианской традиции карнавальное действо стало временем веселья и разгула перед Великим постом. Само латинское слово «карнавал», по разным версиям, означает прощание с мясом перед постом или «утешение плоти». В XIII веке праздник достиг грандиозных масштабов. Венецианцы танцевали на площадях, облачившись в роскошные, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями костюмы. С падением Венецианской Республики размах карнавала существенно сократился.
Традиция проведения карнавалов с успехом распространилась в Европе, и одним из самых пышных и известных мероприятий стал карнавал в немецком городе Кельне. В главный день – Розовый Понедельник, праздничное шествие возглавляют три маски – Принц, Крестьянин и Прекрасная Дева (все роли исполняют мужчины). Основные персонажи – Шуты и Шутихи, формирующие целую гвардию, для увеселения народа они выбирают Короля Дураков. Мужчинам, участвующим в карнавале, не советуют надевать дорогие галстуки, так как в «Бабий четверг» разгулявшимся женщинам позволено будет их срезать.
Главная заокеанская территория карнавала – Бразилия. Карнавальные традиции, завезенные на другой континент французами, испанцами и португальцами, причудливо слились с элементами африканской культуры и породили ни с чем не сравнимое мистическое зрелище. Ежегодно бразильские школы самбы готовятся к карнавальному шествию, продумывая для него не только тему – enredo, но и яркие дорогие костюмы. Они сверкают стразами, блестками, бусинами и стеклом, пестрят бисерной вышивкой, шелестят пышными перьями, постукивают ракушками и манят просвечивающим сквозь это великолепие обнаженным телом, на которое обильно нанесен макияж.