В мастерских по пошиву маскарадных костюмов из вас сделают хоть ангела, хоть черта лысого.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Рецепт прост. Гипсовую форму намазать вазелином и покрыть изнутри слоем папье-маше. Затем высушить и отшлифовать заготовку, прорезать отверстия для глаз, покрыть акриловой краской, эмалью и лаком, украсить кусочками фольги, обшить лоскутками тканей, перьями и бисером. И вот перед вами карнавальная маска, мало изменившаяся со времен возникновения итальянской средневековой «комедии дель арте».
Коронованные буки
Большим успехом среди венецианской знати пользовалась жуткая и носатая маска «Баута» с нависающим лбом и выпуклыми скулами. Название ее происходит от фантастического чудовища «bau», которым итальянские мамы пугали детишек (вроде Бармалея или Буки). Популярность объяснялась тем, что нижняя часть ее напоминала оттопыривающийся козырек, и человек мог есть и пить, не обнажая лица. Длиннополый плащ хорошо скрывал фигуру, треугольную шляпу «tricorno» для конспирации глубоко надвигали на глаза. В таком костюме короли и придворные анонимно посещали кварталы бедноты. Рядовые горожане довольствовались овальной маской «Вольто» с миндалевидными вырезами для глаз.
Если в пестрой карнавальной толпе вам померещится клювастый профиль черного ворона Эдгара По, готового каркнуть пронзительные слова своего приговора, знайте: вам довелось повстречать самую зловещую маску – «Доктор Чумы». Во время чумных эпидемий в Венеции эту маску надевали врачи, спешившие к больным. В длинном клюве маски помещались ароматические масла, которые предположительно предохраняли от заразы. Ужасную личину дополнял льняной плащ, а в руках доктор держал длинную палку, чтобы не касаться пациента руками.
Мизансцена с рваниной
Персонажи комедии дель арте давно разбрелись по всему миру.
Вот Арлекин – клоун и акробат. Он относится к разряду комедийных слуг «дзанни» – как правило, бывших крестьян. Его пестрый наряд символизирует крайнюю бедность: одежда сшита из тысячи плохо подобранных и криво пришитых лоскутов. Поначалу Арлекин носил вовсе не колпак с бубенцами, а белую фетровую шляпу с лисьим или кроличьим мехом (которую, вероятно, подарил ему хозяин). Пару Арлекину составляла служанка Влюбленной – очаровательная Коломбина, платье которой тоже состояло из разноцветных заплат, а шляпа гармонировала с белоснежным, хрустким от крахамала передничком.
Вслед за кривляющимся Арлекин и кокетливой Коломбиной на сцену выходит сентиментальный и влюбчивый Пьеро (он же Пьерино или Педролино). Свободная белая размахайка с гигантскими черными пуговицами и волочащимися по земле рукавами с меховой оторочкой, круглый накрахмаленный рифленый воротник, на голове – заостренный колпак, а на сильно набеленном лице – слезливая гримаса печали. Просторные карманы его одежды набиты всякой романтической всячиной – цветочками, поэтическими сборничками и лентами с волос возлюбленной.
Панталоны для Панталоне
Родственник русского Петрушки – горбатый и животастый Пульчинелла с крючковатым носом – по сюжету пьесы традиционно терпел побои от других персонажей (горб – символ униженности и страха). Но он вовсе не шут и не клоун, он простой неаполитанский рабочий с нахальным характером. Костюм его – бесформенная белая блуза, перетянутая на талии ремешком, просторные штаны и длинный колпак.
Роль старого и богатого купца-волокиты в комедии дель арте разыгрывал синьор Панталоне. Он носил чернильно-черный плащ с коротким рукавом, шапочку-феску и турецкие башмаки с торчащими вверх носками. На облегающих штанах под темно-красным бархатным камзолом имелся невероятных размеров гульфик, при помощи которого Панталоне стремился показать женскому полу мужскую силу. Еще один комедийный старик, Доктор, – карикатура на книжного университетского червя, кстати и некстати бросающегося нелепой латынью. Доктор носил солидную университетскую мантию, полосатые чулки, бриджи и академическую шапочку с кистями. Седые мохнатые брови закрывали верхнюю часть лица, а щеки были ярко нарумянены, напоминая о том, что старик не дурак выпить.
Дед Мороз на санобработке
Некоторые аксессуары и грим можно купить в театральных магазинах. Но само производство, продажа и прокат карнавальных костюмов – это серьезная индустрия, хороший бизнес. В Москве такие услуги предлагают пять-шесть компаний. Основные деньги они делают на сдаче в аренду костюмов для корпоративных праздников и всяко-разных шоу вроде «Фабрики». Сезонные пики приходятся на конец октября (Хеллоуин) и Новый год.
Производство маскарадных костюмов сложно поставить на поток, поэтому цены на них высоки. На пошив костюма по индивидуальному заказу может уходить по нескольку недель, а прокат костюма обычно обходится в 20% его стоимости в день, при этом клиент оставляет залог, часто превышающий цену нарядов в несколько раз. В цену проката закладываются и обязательные химчистка и санобработка костюмов.
При посещении одной из мастерских Москвы мне своими глазами удалось увидеть глобальную индустрию праздника.
Длинные грубые стеллажи в коридоре завалены огромными рулонами цветных материй. Здесь и шелковая ткань в разноцветный ромбик, и пушистый розовый бархат, и воздушно-прозрачный нейлон, и мохнатый отрез с угрожающей тигриной расцветкой. В небольшом помещении – территория модельеров. На крюках и вешалках – гроздья разномастных выкроек, на длинном рабочем столе – причудливые лекала, на одиноком манекене – недошитое пестро-прозрачное платье с болтающимся бахромчатым краем.
Снегурочки тоже плачут
Основная работа кипит в недрах портняжной мастерской. Юноша-швец старательно прострачивает манжету. Он выполняет заказ компании, пожелавшей к вечеринке по случаю Нового года одеть всех своих сотрудников в зеленых Дед-Морозов.
Пышная симпатичная дама подрезает на столе коротенькое платьице из голубой парчи – это будет Снегурочка по имени Людмила. Как оказалось, все типы Снегурочек приходится называть по именам – времена стандартных снегурочьих шубок миновали. В магазинчике на вешалке можно увидеть и сексуальную Снегурочку-Людмилу, шубка которой не достигает колен, и более целомудренную Снегурочку-Евгению. Роскошный костюм Снегурочки-Ярославны пошит по образцу древнерусского костюма – блестящая серебристая шуба напоминает длинный и просторный парчовый сарафан. На голове такая же серебряная шапочка, стилизованная под закрытый головной убор плачущей княгини. Именно такой наряд на Новый год купила у компании певица Валерия, одев в праздничные костюмы и своих детишек.
Мундир на молнии
На двух манекенах у окна красуются парадный костюм Наполеона и великолепное платье Жозефины. Парадный мундир с белым передом украшен двумя рядами позолоченных пуговиц, но для удобства надевания в мундир вшили молнию. Треуголка, естественно, прилагается. Костюм Жозефины – длинное волнующееся платье винно-пурпурного цвета.
Выгнутые из проволоки и покрытые пухом крылья ангела на стене, лихая фуражка Остапа Бендера, пухлая Тыква, розовые цилиндры с вышитыми серебряными зайцами к Дню святого Валентина – чего только не найдешь на вешалках и прилавках.
В преддверии Хеллоуина, говорят, уже почти все костюмы забронированы. Самый большой спрос – на кровожадного Дракулу, белолицую Смерть и сексуальных откровенно декольтированных ведьмочек.
Как стать калифом на час
Название |
Описание |
Цена (руб.) |
Стоимость проката на сутки – в среднем 20% стоимости костюма | ||
Инфанта |
Бархат, парча, тесьма, бусы. Головной убор |
12 500 |
Венеция |
Бархат, парча, тесьма, бусы, шифон, кружева |
16 500 |
Арлекин |
Куртка, брюки, пояс из атласа и бархата |
17 000 |
Король эльфов |
Плащ, рубаха, барма, пояс, парча, тесьма, |
6900 |
Военная форма |
Гимнастерка, брюки-галифе, ремень, пилотка |
2640 |
Парадный фрак |
Фрак с манжетами, жилет, отделка тесьмой |
9950 |
Солдат француз. армии 1812 г |
Мундир двубортный, погоны, золотые пуговицы, белые брюки, гетры |
8500 |
Элвис Пресли |
Костюм белого цвета, тесьма, паетки, камни |
5990 |
Человек-Паук |
Атлас, тесьма, расшитый под паутину шлем |
4500 |
Пчелка |
Атлас, перья, органза, гол. убор с усиками |
6950 |
Дракула |
Рубашка, брюки, жилет, жабо, накидка |
3150 |
Смерть |
Платье с капюшоном, пояс, маска латексная |
2100 |
Падший ангел |
Черное платье с крыльями |
4200 |
Медсестра |
Халат, головной убор |
1560 |
Повелительница тьмы |
Длинное платье, отделанное черной сеткой. Высокий воротник |
2500 |
Ведьма |
Юбка и лиф с летучими мышами, паутиной |
2900 |
Грим и аксессуары | ||
Фосфорный грим |
Светится в темноте. Работает 3 часа |
320 /8 мл |
Клыки |
Клыки из желатина. Надеваются на зубы |
140/4 шт |
Хвост |
Черный на поясе с кисточкой |
150,00 |
Лысина накладная |
Материал: латекс |
580–1170 |
Слезы |
Эффект застывших слез |
685/ набор |
Гной |
Состав, имитирующий гной |
765/100 мл |
Кровь |
Прозрачная, невысыхающая, текучая |
350/100 мл |