Квадратные каминные часы Фаберже из коллекции Лили и Эдмонда Дж. Сафра.
Аукционный дом Сотбис недавно проанонсировал предстоящие торги с участием предметов русского происхождения. Здесь не имеются в виду специализированные аукционы, которые устраиваются во время традиционной осенней русской недели. Это «посторонние» распродажи, куда включается значительное число русских произведений искусства. То, что российских операторов теперь в обязательном порядке заранее ставят в известность о появлении отечественных вещей на распродажах по всему миру, свидетельствует о возросшем внимании и уважении к нашему антик-рынку. Достаточно сказать, что для представления ювелирного русского аукциона в Москву на недавно прошедший Международный салон в Манеже приезжала директор русского отдела Сотбис Джоанна Викери и привезла с собой недавно назначенного представителя в России.
Итак, 3–4 ноября в Нью-Йорке пройдет распродажа одной из крупнейших частных коллекций, собранных в XX столетии, – собрания Лили и Эдмонда Дж.Сафра (Safra). В нее входит французская и английская мебель, предметы декоративного искусства, а также Фаберже и русские предметы искусства. Всего 800 предметов было разбросано по особнякам семьи Сафра в Лондоне, Женеве, Париже и Нью-Йорке. Предполагается, что они принесут сумму около 25 млн. долл.
Покойный ныне основатель коллекции, Э. Дж. Сафра был одним из крупнейших банкиров XX века. Кроме того, он считался одним из крупнейших филантропов своего времени. Он установил массу именных стипендий, строил и реставрировал школы и синагоги, финансировал многочисленные научные исследования. Он основал Филантропический фонд Эдмонда Дж. Сафра. Скончался в 1999 г. С тех пор фондом управляет его вдова, Лили Сафра. Она продолжает вкладывать средства в программы, связанные с искусством и музеями. Кроме того, активно участвует в реконструкции Московской хоральной синагоги и Большой хоральной синагоги в Санкт-Петербурге. «С возраста 17 лет, когда я купила свое первое произведение искусства, собирательство стало одной из величайших страстей в моей жизни», – так говорит Лили Сафра.
Важной частью собрания Сафра является стринг, названный «Фаберже и Тула». Подборка уникальных предметов Фаберже, созданных самыми одаренными мастерами этой фирмы, включает работы Михаила Перхина и Генрика Вигстрема. Здесь будут представлены серебряные, золотые и эмалевые настольные часы, рамки для фото и письменные приборы. Среди прочих несколько выдающихся произведений, выполненных в сине-желтых цветах Леопольда Ротшильда. Ну, а топ-лотом здесь будет большая сигаретница Вигстрема (ок. 1900), выполненная из золоченого серебра и золота с эмалями. Она оценивается в 300–400 тыс. долл. На фото квадратные каминные часы Фаберже из золота и эмали (200–300 тыс. долл.).
Еще в коллекции есть семь портретных миниатюр великих князей – детей Александра II и Марии Александровны. Поставленные на каменные основания, исполненные в готическом стиле, они датируются 1858 годом. Оценка 150–200 тыс. долл. за всю группу. Кроме того, будет предложена обширная коллекция изделий из Тулы, то есть разного рода стальных вещичек. Это наперстки, табакерки, подсвечники, чернильницы и часы с крышкой. Например, тульские часы, датированные 1820 г. Их оценка составила 60–80 тыс. долл.
А 17 ноября в Женеве пройдет еще один аукцион Сотбис, названный «Великолепные драгоценности». Украшением его станет предмет русского происхождения: бриллиантовое колье из императорской коллекции. Колье представляет собой изысканное соединение 27 крупных бриллиантов, ограненных в виде подушечек и окаймленных декоративным листовидным орнаментом и плотным рядом камней такой же огранки. Колье украшено декоративной застежкой в виде бантика, которую можно носить и отдельно.
Предмет имеет прекрасный провенанс. С момента создания около 1760 г. и до самой революции он находился в собрании Государственного Алмазного фонда России. Как известно, Алмазный фонд основал Петр I для хранения коллекции ювелирных украшений, принадлежащих российскому государству, с целью увековечить славу Российской империи. Петр постановил, что каждый последующий правитель России обязан передать государству определенное количество драгоценностей, полученных во время его царствования. Его преемники тщательно выполняли это предписание.
Коллекция располагалась в Алмазной комнате Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Еще Петр Великий постановил, что ни одна из драгоценностей не подлежит продаже, обмену либо приношению в дар. Был назначен хранитель коллекции, при этом выносить драгоценности из комнаты разрешалось только после получения на то письменного разрешения, скрепленного печатью, и в присутствии попечителя, специально назначенного императором.
Вследствие наступления германской армии во время Первой мировой войны было принято решение о переносе собрания в Москву. Во время переноса сейфы с драгоценностями собирались и перевозились в такой спешке, что даже опись предметов не была составлена. Уже в советское время, когда коллекция была национализирована, оценить ее был призван известный ювелир Агафон Фаберже. Он работал с 1921 по 1923 г. – каждый предмет был сфотографирован, и каждый камень взвешен. В 1925 году под руководством известного минеролога профессора А.Ферсмана был подготовлен и опубликован на четырех языках каталог «Сокровищница бриллиантов и драгоценных камней России». Тогда предполагалось, что руководство Советского государства продаст всю коллекцию, однако эти планы осуществились не в полной мере. В том же году собрание было в первый раз показано широкой публике на выставке в Москве.
Таким образом, с 1917 по 1925 г. наше колье находилось в собственности Советского государства. А сразу после публикации каталога значительная часть собрания была продана некоему синдикату американских и британских покупателей, чьи имена не разглашались. В собственности государства остались только самые ценные экспонаты. Вскоре после этого большинство вещей, в том числе и колье, было доставлено в Лондон и выставлено на аукцион как «Драгоценности государства российского» в фирме «Кристис, Мэнсон и Вуд». Торги прошли 16 марта 1927 г. Украшения разошлись по разным покупателям; многие из них позже повторно появлялись на международных аукционах. Так, «Свадебный венец» был продан в 1966 г. на торгах Сотбис-Парк Бернет. Ожерелье из десяти переплетенных украшений в виде цветов продавалось от лица галереи «La Vielle Russie» у Сотбис в Нью-Йорке в апреле 1998 г. Брошь в форме цветка и два декоративных цветочных украшения были проданы на аукционах Сотбис в Лондоне совсем недавно: в декабре 2004 и мае 2005 г. соответственно.
Колье, о котором мы говорим, было куплено в 1927 г. лондонским ювелиром S.J. Phillips. В 1960-е гг. ювелир уступил его в частном порядке неназываемому владельцу частной компании, наследники которого и выставляют колье в Женеве. Оценка уникального произведения искусства, имеющего к тому же огромную историческую ценность, составит 1,176–1,960 млн. долл.