Самое горькое, темное и безысходное выглядывает из клейких, как ядовитая паутина, речей.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
7.10. Премьера спектакля «Господа Головлевы». МХТ.
═
Без малого четыре года прошло с шумной московской премьеры «Пластилина» Кирилла Серебренникова, а не проходит ажиотаж вокруг его имени. За что ни возьмется Серебренников, в какой театр ни придет работать – шуму наделает, кассу и прессу соберет, лучших артистов обаяет и сладчайших врагов наживет. А все потому, что антенны-локаторы, настроенные на сегодняшний день и нашу с вами сиюминутную жизнь, никогда у Серебренникова не ломаются. Все он ими подбирает и на сцену несет, в интересующую его сегодня драматургию закладывает.
Мхатовские «Лес» и «Мещане» подбросили славных дров в профессиональные споры о его таланте. В кассе билеты на эти спектакли идут вровень и на ура. Теперь Малую сцену МХТ будут брать штурмом желающие посмотреть серебренниковских «Господ Головлевых» с Евгением Мироновым в роли Иудушки и Аллой Покровской – помещицей Ариной Петровной Головлевой.
Поскольку актеры МХТ собрались играть в этом спектакле отъявленных мерзавцев (на одной из репетиций Алла Покровская так и сформулировала основу характера действующих лиц), Малая сцена, наверное, хороша для рассматривания Иудушкиного фарисейства и глубоко спрятанных за религиозностью пороков его семьи – то есть пороков наших собственных, до сих пор не изжитых, ведь Салтыков-Щедрин писал нелицеприятный памфлет на русский скопидомский и ханжеский тип, который жив по сей день. Но до чего Малая сцена мала для всех желающих попасть уже сейчас! На октябрь билетов давно нет.
Салтыкова-Щедрина большинство проходили в школе, с тех пор не возвращались и знают в основном по сказкам. «Господа Головлевы» не «История города Глупова», не сказки о карасе и генералах, это самое горькое, темное и безысходное из написанного им, за исключением некоторых журналистских статей. Иудушка – мерзкое животное, выглядывающее из-за лампадок с дешевым маслом, уменьшительных суффиксов и клейких, как ядовитая паутина, речей. Миронову интересно ломать клише, а после телесериала «Идиот» тысячи людей видят его князем Мышкиным.
В новом спектакле Кирилла Серебренникова они увидят его другим, совсем другим. Теперь темные, не светлые стороны русского человека будут выращены им до размеров невероятных.