Британский режиссер Грэм Вик показывает, как нужно адаптировать 'Волшебную флейту' для русских слушателей.
Фото Дамира Юсупова предоставлено пресс-службой Большого театра
7.10. Премьера оперы «Волшебная флейта». Новая сцена Большого театра.
═
Большой театр начинает жить в новых условиях. Вокруг здания с колоннами – леса и строительные бригады, а за углом, на Новой сцене готовят первую премьеру наступившего 230-го сезона ГАБТа. «Волшебная флейта» Моцарта откроет новую страницу в истории театра.
Руководствуясь уже отлаженной за последние сезоны схемой принимать в Москве готовые западные постановки, на этот раз Большой остановил свой выбор на спектакле всемирно известного британского режиссера. Грэм Вик, художественный руководитель Бирмингемской оперы, в качестве приглашенного режиссера ставил Верди для итальянцев, что само по себе есть знак качества. Его «Отелло» был последней премьерой La Scala перед закрытием здания оперы на реконструкцию. А «Волшебная флейта» станет первой премьерой переходного периода в истории Большого. Последнюю оперу Моцарта Вик ставит вместе со своим давним партнером – художником Полом Брауном.
Западный прокат «Волшебной флейты» Вика–Брауна состоялся прошедшим летом на родине Моцарта. С последней оперы композитора Зальцбургский фестиваль начал годичный марафон, предполагающий реализацию всех двадцати двух сценических проектов Моцарта. Этот грандиозный проект стал началом всемирной гонки по празднованию двухсотпятидесятилетия австрийского гения. Собственно говоря, этой же дате посвящает премьеру «Волшебной флейты» и Большой театр.
Не знаю, что благодарить: цифры или традиции отмечать крупные даты по-крупному, но наконец-то Большой театр дозрел до Моцарта вообще и до «Волшебной флейты» в частности. Шутка ли, но самая востребованная опера в мире за всю свою более чем двухсотлетнюю историю ставилась в главном театре одной из самых культурных метрополий мира один-единственный раз, да и то задолго до Октябрьской революции: в постановке 1906 года блистала Нежданова. К слову, на одном только Зальцбургском фестивале уже состоялось около двухсот спектаклей «Волшебной флейты» в постановках самых именитых режиссеров мира. Правда, справедливости ради стоит заметить, что безоговорочно удачной была признана лишь постановка Жана Пьера Поннеля, которая с 1978 года шла на фестивале в течение десяти лет. Неудивительно: о моцартовский шедевр ломают копья и режиссеры, и дирижеры, и художники, и певцы. Для каждого из них «Волшебная флейта» сродни «Гамлету» в драматическом театре. Гений Моцарта, сумевший облечь откровенно слабый текст Шиканедера в стройные и гармоничные формы, не просто поднял планку простенького зингшпиля на недосягаемую высоту, но подарил миру шедевр, сколь незатейливый и простой, столь и загадочный. Сказка со счастливым концом или манифест гуманизма, фантастическая комедия или мистерия, марионеточный театр или, наконец, масонская опера?
Нынешняя трактовка больше всего напоминает культовый блокбастер «Матрица». Его Тамино – не кто иной, как Избранный, которому уготовано, пройдя через испытания, спасти мир. Грэм Вик, Пол Браун и дирижер Стюарт Бедфорд, прославившийся как интерпретатор опер Моцарта и Бриттена, адаптируют «Волшебную флейту» к стенам Большого театра, для русских слушателей и вместе с русскими певцами. Премьеру готовят ведущие солисты театра Вадим Лынковский, Марат Галиахметов, Елена Брылева, Карина Сербина, Анна Аглатова, Флориан Беш (один из самых признанных Папагено мира дебютирует в Большом), Сергей Москальков, Вячеслав Войнаровский и Леонид Виленский.