Творчество Хундертвассера стало народным достоянием Австрии: на почтовой карточке с мемориальной маркой и спецгашением изображена построенная им церковь Св. Барбары в Бернбахе.
4.10–14.11. Выставка Фриденсрайха Хундертвассера и Шоичи Хасегава «Линия бесконечности». Московский музей современного искусства.
═
Он родился в 1928 году в Вене в еврейской семье, и звали его без всяких затей – Фридрих Стовассер. Через 20 лет этот мальчик стал редчайшим и гигантским институтом идей абстракционизма. Творческая звезда его взошла в 1949 году, когда Фридрих Стовассер приехал в Париж и сменил имя. Части нового имени – Фриденсрайх Хундертвассер – значили «царство мира» и «сто вод». Хундертвассер в лучшем виде усвоил все открытия русского авангарда 1920-х годов. Символами его творчества – абстрактного, сюрреалистического и насыщенно-орнаментального, напитавшегося эстетикой Гауди, стали окна – как форма прорыва, способа взглянуть в иной мир, и спираль – как отображение скругленной бесконечной линии, показывающей вечное превращение форм жизни. В период 1953–1958 годов художник прочитал свой «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре».
Вся жизнь Хундертвассера была такой же пестрой, насыщенной, нетрадиционной и яркой, как его сочные картины, раскрашенные самолеты, флаги и знамена, почтовые марки, «пряничные» дома, церкви, оздоровительные центры в Австрии, Германии, Японии, США и других странах. В 1970-х годах в Вене, придя на телевизионное шоу «Как нам обустроить город» голым и в клетчатой кепке, он призвал вернуться к матушке-природе, отказаться от прямых линий и использовать в строительстве только натуральные материалы. «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», – говорил он. Прямые линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии. Дома с упорядоченными линиями фасадов он уподоблял концлагерю, считая, что каждое окно индивидуально и имеет право на свою жизнь.
Иностранцы, да и сами жители Вены до сих пор не могут прийти в себя от знаменитого «Дома Хундертвассера», построенного в стиле сказок братьев Гримм. В архитектуре семиэтажного дома почти нет прямых линий. Кривые полы и лестницы похожи на лесные тропы. Пространство округлено донельзя. С помощью осколков керамической плитки на внутренних стенах выложены стилизованные растения и животные, на крышах, балконах, террасах насыпана земля и посажены деревья, цветы и кустарники.
Умер художник в 2000 году на борту корабля «Королева Елизавета II» в Тихом океане и был погребен в Новой Зеландии в «Саду счастливых мертвецов».
Нынешняя выставка в Музее современного искусства состоит не только из работ Хундертвассера. На ней представлены также образцы творчества его друга и коллеги Шоичи Хасегавы. В 1960 году Хундертвассер посетил Японию, где и познакомился с этим молодым мастером акварели. Хасегава, увлекшись философией знаменитого австрийца, поехал в Париж изучать европейскую гравюру, и сейчас «японца в Париже» почитают мэтром современной графики. Так что выставка «Линия бесконечности» – это как бы задушевная беседа двух абстракционистов, не изменяющих в своих абстракциях его величеству символу, беседа, в которой резкость и прерывистость японца возмещается плавной бесконечностью «волшебника растительности».