Ансамбль Red Priest играет классику по-панковски экстатично и с выкриками 'хой!'
Фото предоставлено организаторами фестиваля Earlymusic
21, 27, 29.09; 1, 4.10. Фестиваль аутентичной музыки Earlymusic. Театр Васильева, Музей изобразительных искусств им. Пушкина. 24.09. Концерт Ивана Монигетти и Pratum Integrum. Дом музыки.
═
Фестивалями старинной музыки сейчас опутана и Западная Европа, и Америка. Давно привыкли к Earlymusic и в России, и вот – осень, а значит, скоро наступит очередной, уже восьмой по счету фестиваль.
Earlymusic разбросан во времени и пространстве. Так, в этом году он охватит Питер, Москву и Нижний Новгород. Поскольку инициатором выступает Петербург, с которого восемь лет назад все начиналось, эпицентр остается там, и некоторые ансамбли до Москвы, к сожалению, не доедут, в их числе такие знаменитости, как итальянский коллектив Mala Punica и французская L’Arpeggiata.
В целом нынешний Earlymusic выглядит не так монументально, как в первые два года своего существования. Московская программа – это пять концертов, довольно далеко отстоящих друг от друга. Не обещают явления суперзвезд или суперимен, но приятное оживление будет непременно. Услышать можно будет и русский XVIII век, и барокко разных мастей, и средневековые танцы. Дважды выступят петербуржцы, они фестиваль и завершат: 4 октября Оркестр Екатерины Великой даст концерт с загадочным названием: «Три поколения немецких музыкантов XVIII века: Кванц, Гендель, И.-С. Бах и сыновья». Загадочно оно с арифметической точки зрения: Кванц, Гендель, И.-С. Бах – это одно поколение. Сыновья Баха – другое. Где же третье?
Трижды выступят в Москве иностранцы. Вначале, 21 сентября, собирается «зажечь» экстравагантный английский ансамбль Red Priest – «Рыжий монах». Бравая четверка с флейтистом Пирсом Адамсом в главной роли играет не просто эмоционально, а даже экстатично, в сумасшедших темпах, с выкриками «хой!». Исполнять будут именно «рыжего монаха» Вивальди, причем шлягер из шлягеров – «Времена года». Учитывая имидж ансамбля, нетрудно догадаться, что одним Вивальди дело не обойдется: будут еще пьесы про фурий и ведьм, которые англичане играют во время Хеллоуина.
Посетят нас и два французских ансамбля – инструментальный Alla Francesca и вокальный William Byrd. Alla Francesca привезет абсолютно очаровательные пьесы – итальянские эстампи. Это танцы, которые когда-то импровизировали менестрели, виртуозно преображая мотивы популярных песен.
Немного прохладный по манере William Byrd исполнит Шарпантье и Перселла. Послушать «живьем» этих музыкантов стоит обязательно, хотя бы потому, что подобное консортное пение все никак у нас не привьется – в барочной манере у нас мало кто поет.
В Москве на время Earlymusic придется еще несколько «независимых» аутентичных концертов. 24 сентября в ММДМ виолончелист Иван Монигетти исполнит свою давнюю мечту: с оркестром Pratum Integrum он даст большой концерт из сочинений Луиджи Боккерини, причем знаменитый Менуэт будет принципиально исключен, зато прозвучат развернутые ансамбли и вокальные номера из оперы «Клементина» (повтор 27-го в Театре А.Васильева).
Все это говорит о том, что «аутентизм» развивается при попутном ветре и даже в России уже не исчерпывается одним только фестивалем. То и дело с концертами приезжают зарубежные звезды, играющие на гамбах и барочных гобоях, на лютнях или клавесинах, выходят на хороший европейский уровень российские аутентичные ансамбли.
И вот что странно. Сейчас, слушая «исторические исполнения», думаешь: «А вот новая современная манера: жильные струны, аутентичные скрипки, резковатый и яркий тембр». Традиционное порой уже кажется старым, а вот старинное превращается в сегодняшнее и актуальное.