Основная проблема аэростатов с 'затеями' – плохая устойчивость в воздухе.
В минувший уикенд в Сергиевом Посаде на четвертый по счету Фестиваль тепловых аэростатов специальных форм «Небо Святого Сергия» собрались воздухоплаватели со всех концов России. Небо оказалось благосклонно к пилотам. В его сплошной голубизне – лишь маленькое серповидное облачко.
В лесу из воздушных шаров на просторной площадке стадиона гордо колышутся «Царь-колокол» (корзинка под ним играет роль языка), желтый «Денежный мешок», необыкновенно красивый серебристый аэростат «Царь-колокол», огромная «Желтая подводная лодка» и «Водовзводная башня Кремля», выполненная в натуральную величину - 58 метров. Самая причудливая форма этого года – аэростат «Стегозавр», над которым работали около трех лет. При накачивании и нагревании воздуха в «Стегозавре» выясняется проблема: максимально укороченная шея и маленькая головка зеленого гиганта не мешают полету, зато сморщенные, поникшие лапы и хвост, болтающиеся внизу, явно страдают от недостатка воздуха.
По устойчивости выигрывает другая новинка. Аэростат «Казань» сделан в честь 1000-летия города: полукруглый низ разрисован багровыми языками огня, верхнее полушарие символизирует сам город, увенчанный мусульманской мечетью и православным храмом. Некоторые берут за основу и более прозаичные идеи: есть «Банка пива» и «Бутылка водки», и даже «Пачка сигарет». Не дождались только «Розового слона» из Голландии...
Как надуть шарик
Картина подготовки воздушного шара к взлету – занимательная штука. В специальном прицепе его доставляют доставляют к месту взлета. Безвольный сдутый мешок распластывают на траве и прицепляют к опрокинутой набок корзине. Затем включают вентилятор и дуют холодным воздухом внутрь оболочки. Шар начинает расти. Люди, суетящиеся вокруг шара, включают горелку, направляя огонь в нижнее отверстие шара. Лохматое пламя, подобно драконьему языку, вырывается на несколько метров, согревая накачанный холодный воздух. Рвущуюся вверх махину, помимо привязных канатов, удерживают 10–15 крепких мужчин. И вот, наконец, аэростат обретает надлежащую форму – перевернутой капли. Эта форма оптимальна для воздушного шара.
Цветная расписная оболочка аэростата – основа основ, святая святых воздушного шара. На ней держится все. Она шьется из синтетических материалов и крепится на контакте продольных и поперечных лент, являющихся своего рода матерчатым каркасом. Нижняя часть оболочки (та, что прямо возле пламени), делается из негорючих материалов. Корзина-гондола вручную сплетена из ивовых прутьев, внутри нее нехитрая газовая система.
Средство управления воздушным шаром – горелка. Подогреваешь газ - увеличиваешь высоту. Не подогреваешь - газ остужается, и шар спускается ниже. В помощь горелке на макушке аэростата есть зонтик-клапан для стравливания чересчур разогретого воздуха. Перемещение в горизонтальной плоскости – по воле ветра.
Аэростаты (в зависимости от сложности выполнения) мастерят 1–5 месяцев. Они бывают разных размеров и вместительности - от двух до пяти-шести человек. На серийном аэростате можно болтаться в воздухе до трех часов на разрешенной высоте до 900 метров. Спортсмены же штурмуют высоты 4 тыс. м и более.
Продавцы воздуха
Для самостоятельных полетов на воздушном шаре необходимо иметь специальный диплом (обучение длится 10-15 дней), сертификат и страховку, аэростат должен периодически подвергаться техосмотру.
Воздушный шар – это не слишком дорого. Случается, экстравагантный супруг вместо драгоценного колье радует свою вторую половину аэростатом, начертав, скажем, на нем ее имя. Проката аэростатов в полном смысле этого слова не бывает - шары вещь капризная, и несведущий человек запросто может загубить дорогой транспорт. Зато так называемые коммерческие полеты (на шаре вас поднимает в небо профессиональный пилот) с успехом практикуются.
В последнее время воздухоплавание все чаще используют в развлекательных целях: на шарах отмечают дни рождения, юбилеи, а порою даже справляют свадьбы в воздухе. Правда, шар находится не в свободном полете, а закреплен на земле тросами, и свадебную клятву молодым придется повторить потом в ЗАГСе.
Мягкой посадки и крепкой корзинки
Если клиент вменяемый, то ему вполне могут разрешить потешиться и пару-тройку раз дернуть за рукоятку горелки. Для новичков устраивают обряд посвящения в воздухоплаватели. Пассажиры встают на колени перед аэростатом, и пилот зачитывает им торжественную речь. Затем головы им посыпают землей и травкой (чтобы посадка мягкая была!), а после посадки, по традиции, идущей еще со времен братьев Монгольфье, пилот дарит новоявленным воздухоплавателям ту землю, над которой они пролетели, ну, скажем, город Тверь, и выдает им почетные дипломы.
Полет над Москвой – задача хлопотная. Для того чтобы продефилировать над столицей, нужно множество лицензий и бумаг. Рассказывают, в начале 90-х проедалать это было гораздо легче, и еще Михаил Горбачев подписывал разрешения на первые полеты. Теперь летают, как правило, в специально выделенных зонах. Это окрестности Истры, Звенигорода и Рузы, пространство на запад от Москвы до города Гагарина, просторы от Дмитрова до Сергиева Посада.