0
1382
Газета Акцент Интернет-версия

23.08.2005 00:00:00

Распродажа наследия Мстислава Добужинского

Тэги: антиквариат, добужинский, аукцион, париж


антиквариат, добужинский, аукцион, париж Новый рекорд для живописи М.Добужинского установил во Франции картон 'Деревянные куклы', проданный почти за 200 тысяч евро.

Реализованы все 278 лотов на сумму 3 438 300 евро! Два мировых рекорда цен! Почти все лоты были куплены в десятки, а иногда и сотни раз дороже предварительной оценки! Вот результат одних из самых впечатляющих торгов этого лета, прошедших в парижском зале Друо-Монтень. Они стали настоящим событием на мировом рынке искусств.

Устроители: комиссар-призеры «Матиас, Ле Ру» и «Морель, Барон, Рибейр и Ко» тщательно подготовили свой аукцион. Они хорошо понимали, кто их потенциальные покупатели. Помимо изящно изданного каталога на совместном интернет-сайте этих этюдов наряду с французской была вывешена и русская версия с публикацией всех выставленных произведений. Довольно обширная анонимная статья освещала творческий путь Мстислава Добужинского, его место в истории русского искусства и международный рейтинг.

Публикация Ан Фостер «Добужинский или театр города» анонсировала главное событие недели на французском рынке в журнале Отеля Друо. Аукцион проводился в престижном зале, где обычно проходят наиболее дорогие продажи парижских комиссар-призеров. Для обслуживания российских клиентов по телефону и в зале торгов был приглашен русскоговорящий персонал.

И все же, несмотря на все приготовления, устроители, по их собственному признанию, рассчитывали на итоговую сумму порядка «всего» в 300 тыс. евро. Результат превзошел ожидания более чем в 10 раз!

Следует отметить, что распродававшаяся подборка хорошо представляла все творчество художника. Здесь была графика городских пейзажей, включая рисунки к известным открыткам с видами Старого Петербурга, певцом которого по праву считался Добужинский. Была книжная графика с такими знаковыми произведениями, как обложка и иллюстрации к «Белым ночам» Ф.Достоевского издательства «Аквилон» 1923 года и обложка к стихотворному сборнику М.Кузьмина «Параболы» издательства «Петрополис» (Петербург–Берлин, 1923). Была сценография оперных и балетных спектаклей, осуществленных с 20 по 50-е годы ХХ века в различных театрах мира, а также образцы станковой живописи разных лет.

Первые 25 лотов представляли собой примеры тиражной графики, в основном литографии. Их предварительная оценка в большинстве своем составляла 60–120 евро, продавались же они по 600–1200 евро. Восемь литографий из альбома «Санкт-Петербург в 1921» были приобретены почти за 20 тыс. евро. Всего этот раздел торгов принес около 45 тысяч евро, обозначив уровень дальнейших цен.

При переходе к оригинальной графике цены возросли в среднем на порядок. Лот № 52 «Чернышов мост» (тушь, гуашь на картоне; 34х50; 1906) после долгих торгов от старта 1500 до конечной цены в 90 тысяч (!) евро достался парижской галерее, специализирующейся на русском искусстве.

Упоминавшийся уже проект обложки и 17 иллюстраций к «Белым ночам» Достоевского обошлись известному французскому коллекционеру в 41 тысяч евро.

Семь эскизов декораций к опере П.Чайковского «Пиковая дама» для Литовского государственного театра (1925) добавили в копилку торгов еще 309 тыс. евро. Среди них лот № 123 – сцена «Сад» к первому акту (бумага/гуашь/тушь; 50х65) приобретен российским коллекционером за 84 тыс. евро.

Мировой рекорд цены – 120 тыс. евро – для акварели Добужинского пришелся на лот № 113 «Петрушка, С.-Петербург» (бум/акв./тушь; 37х52; 1908–1923). Произведение отправилось в московскую галерею.

Аналогичный рекорд, но для станковой живописи, теперь составляет сумму 195 228 евро. Столько уплатил счастливый обладатель «Деревянных кукол» (к/м; 45х55; 1927).

Другое масло, «Километровый столб в Санкт-Петербурге», 1928 год, по акварели 1906 года, (55х46), на наш взгляд, более выразительное и характерное для художника, поднялось до цены 65 тысяч евро. По ценам, превышающим 50 тысяч евро, было куплено еще 14 лотов.

Акварель «Петрушка. С.-Петербург» достигла рекордной для графики цены в 120 тысяч евро.Аукцион показал стремительный рост цен на произведения Мстислава Добужинского за короткое время. Установленный 21 апреля 2005 года в Нью-Йорке рекорд для его станковой живописи – 64 161 евро превзойден втрое! Максимальная цена – 26 984 евро, отданная за его графическую работу в лондонском зале «Олимпия» 2 декабря 2004 года перекрыта почти в 4,5 раза! В чем причина таких результатов?

Разумеется, сработал эффект специализированных торгов, неплохая подборка и безупречность происхождения работ. Однако, кажется, этого недостаточно, чтобы поднять цены в разы.

Мстислав Валерианович Добужинский – безусловно, художник большого дарования и многосторонней культуры, один из крупнейших представителей художественного объединения «Мир искусства», блестящий график, тонкий стилист, но, как точно подметил Э.Голлербах, «ни в области графики, ни в области театра он не произвел революции», не сделал художественных открытий, равно как и в станковой живописи.

Редки ли его произведения на рынке? Отнюдь нет. Достаточно посмотреть каталоги Сотбис и Кристис. Да и во Франции его работы встречаются довольно часто.

Сколько же должны стоить картины настоящего новатора живописи или графики, если симпатичный, но, в общем, банальный натюрморт художника, станковая живопись для которого не является коньком, приобретается за 200 тысяч евро?!

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
720
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
755
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
334
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
470

Другие новости