Новый рекорд для живописи М.Добужинского установил во Франции картон 'Деревянные куклы', проданный почти за 200 тысяч евро.
Реализованы все 278 лотов на сумму 3 438 300 евро! Два мировых рекорда цен! Почти все лоты были куплены в десятки, а иногда и сотни раз дороже предварительной оценки! Вот результат одних из самых впечатляющих торгов этого лета, прошедших в парижском зале Друо-Монтень. Они стали настоящим событием на мировом рынке искусств.
Устроители: комиссар-призеры «Матиас, Ле Ру» и «Морель, Барон, Рибейр и Ко» тщательно подготовили свой аукцион. Они хорошо понимали, кто их потенциальные покупатели. Помимо изящно изданного каталога на совместном интернет-сайте этих этюдов наряду с французской была вывешена и русская версия с публикацией всех выставленных произведений. Довольно обширная анонимная статья освещала творческий путь Мстислава Добужинского, его место в истории русского искусства и международный рейтинг.
Публикация Ан Фостер «Добужинский или театр города» анонсировала главное событие недели на французском рынке в журнале Отеля Друо. Аукцион проводился в престижном зале, где обычно проходят наиболее дорогие продажи парижских комиссар-призеров. Для обслуживания российских клиентов по телефону и в зале торгов был приглашен русскоговорящий персонал.
И все же, несмотря на все приготовления, устроители, по их собственному признанию, рассчитывали на итоговую сумму порядка «всего» в 300 тыс. евро. Результат превзошел ожидания более чем в 10 раз!
Следует отметить, что распродававшаяся подборка хорошо представляла все творчество художника. Здесь была графика городских пейзажей, включая рисунки к известным открыткам с видами Старого Петербурга, певцом которого по праву считался Добужинский. Была книжная графика с такими знаковыми произведениями, как обложка и иллюстрации к «Белым ночам» Ф.Достоевского издательства «Аквилон» 1923 года и обложка к стихотворному сборнику М.Кузьмина «Параболы» издательства «Петрополис» (Петербург–Берлин, 1923). Была сценография оперных и балетных спектаклей, осуществленных с 20 по 50-е годы ХХ века в различных театрах мира, а также образцы станковой живописи разных лет.
Первые 25 лотов представляли собой примеры тиражной графики, в основном литографии. Их предварительная оценка в большинстве своем составляла 60–120 евро, продавались же они по 600–1200 евро. Восемь литографий из альбома «Санкт-Петербург в 1921» были приобретены почти за 20 тыс. евро. Всего этот раздел торгов принес около 45 тысяч евро, обозначив уровень дальнейших цен.
При переходе к оригинальной графике цены возросли в среднем на порядок. Лот № 52 «Чернышов мост» (тушь, гуашь на картоне; 34х50; 1906) после долгих торгов от старта 1500 до конечной цены в 90 тысяч (!) евро достался парижской галерее, специализирующейся на русском искусстве.
Упоминавшийся уже проект обложки и 17 иллюстраций к «Белым ночам» Достоевского обошлись известному французскому коллекционеру в 41 тысяч евро.
Семь эскизов декораций к опере П.Чайковского «Пиковая дама» для Литовского государственного театра (1925) добавили в копилку торгов еще 309 тыс. евро. Среди них лот № 123 – сцена «Сад» к первому акту (бумага/гуашь/тушь; 50х65) приобретен российским коллекционером за 84 тыс. евро.
Мировой рекорд цены – 120 тыс. евро – для акварели Добужинского пришелся на лот № 113 «Петрушка, С.-Петербург» (бум/акв./тушь; 37х52; 1908–1923). Произведение отправилось в московскую галерею.
Аналогичный рекорд, но для станковой живописи, теперь составляет сумму 195 228 евро. Столько уплатил счастливый обладатель «Деревянных кукол» (к/м; 45х55; 1927).
Другое масло, «Километровый столб в Санкт-Петербурге», 1928 год, по акварели 1906 года, (55х46), на наш взгляд, более выразительное и характерное для художника, поднялось до цены 65 тысяч евро. По ценам, превышающим 50 тысяч евро, было куплено еще 14 лотов.
Аукцион показал стремительный рост цен на произведения Мстислава Добужинского за короткое время. Установленный 21 апреля 2005 года в Нью-Йорке рекорд для его станковой живописи – 64 161 евро превзойден втрое! Максимальная цена – 26 984 евро, отданная за его графическую работу в лондонском зале «Олимпия» 2 декабря 2004 года перекрыта почти в 4,5 раза! В чем причина таких результатов?
Разумеется, сработал эффект специализированных торгов, неплохая подборка и безупречность происхождения работ. Однако, кажется, этого недостаточно, чтобы поднять цены в разы.
Мстислав Валерианович Добужинский – безусловно, художник большого дарования и многосторонней культуры, один из крупнейших представителей художественного объединения «Мир искусства», блестящий график, тонкий стилист, но, как точно подметил Э.Голлербах, «ни в области графики, ни в области театра он не произвел революции», не сделал художественных открытий, равно как и в станковой живописи.
Редки ли его произведения на рынке? Отнюдь нет. Достаточно посмотреть каталоги Сотбис и Кристис. Да и во Франции его работы встречаются довольно часто.
Сколько же должны стоить картины настоящего новатора живописи или графики, если симпатичный, но, в общем, банальный натюрморт художника, станковая живопись для которого не является коньком, приобретается за 200 тысяч евро?!
═
Париж