В женских руках крутящиеся огни превращаются в мощное оружие соблазнения.
История кручения пои началась еще в незапамятные времена в Новой Зеландии.
Воины-маоры тренировались, выполняя упражнение особого толка. В хлопковый мешок «кии», используемый для переноски яиц птицы моа, вкладывали камень. Мешок привязывали на льняную веревку и всячески крутили этот камень вокруг себя, развивая силу и гибкость рук, ловкость и реакцию. Для равномерной тренировки мышц камни нужно было крутить одновременно обеими руками. Совершенствуя мастерство, воины постепенно удлиняли веревки.
Позднее птицы моа вымерли, и мешок «кии» стал использоваться только для спортивных игр. Его набивали собачьей шерстью, перьями или растительным волокном и использовали как обыкновенный мяч. Называли его в ту пору «киитоа» или «поитоа». Частое произнесение этих словечек в песнях привело к их сокращению, и мешок стал обозначаться просто «пои».
Крутили пои и на Гавайских островах. Там к концу веревки привязывали обмотанный листьями клубень растения таро – местной картошки.
А в женских руках это упражнение приобретало уже совсем иной смысл, превращаясь в соблазнительный танец «маори пои» для привлечения противоположного пола.
Возрождение и блестящее усовершенствование пои относят к середине ХХ века. Все гениальное просто! Странствующие цирковые труппы познакомились ближе с национальным спортом новозеландцев и ввели в обращение новый трюк. Камни и корешки заменили фитилями, вымоченными в керосине, веревки – металлическими цепями, и само вращение превратилось в красочное и феерическое огненное шоу. Чуть позднее пылающие шары заметили хиппи и тут же сделали их неотъемлемой частью своих вечеринок. Таким образом пои попало в Европу.
При созерцании огненного действа совершенно справедливо приходит в голову мысль о мистических практиках. Некоторые возводят пои к жесткому мужскому танцу «тандава», который исполняет индийский бог Шива Натараджа. Его фигура хорошо всем знакома по бронзовым скульптуркам: многорукий Шива отплясывает на одной ноге в кольце из огня. Его называют Космическим Танцором, а его танец считается проявлением вечной энергии в пяти формах. Ревнители же кельтских традиций вспоминают Белтайн, праздник прихода лета, во время которого друиды зажигали священный огонь в честь бога Беля.
В 1990-е годы искусство пои стало неформальным увлечением молодых людей из разных стран мира, и примерно к 1995 году оно появилось в России. Главный идейный центр пои находится в Новой Зеландии, а пойстеры постоянно выступают на фестивалях уличной культуры в США и Европе. Чтобы показать масштабы распространения своего увлечения, они говорят так: «Мы крутим на краю Большого каньона в Колорадо, в парке Ретиро, что в сердце Мадрида, на Марсовом поле в Париже и перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах в Москве».
Официальных школ или студий пои не существует. Желающие овладеть наукой новомодного перформанса постигают азы непосредственно на площадке и вовсю используют ресурсы интернета: вступают в посвященные пои сообщества в «Живом журнале» и читают новозеландские сайты, где вывешены пособия для начинающих.