0
2158
Газета Акцент Интернет-версия

06.07.2005 00:00:00

В гостях у «недобитого белогвардейца»

Тэги: лобановростовский, доммузей, коллекция


лобанов-ростовский, дом-музей, коллекция Князь Никита очень органичен в роли хлебосольного хозяина.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

- Едете по Кутузовскому, сворачиваете на Рублевку, сразу за станцией метро «Кунцево» у бензоколонки BP – диагональный поворот направо, а затем налево, на улицу, параллельную Рублевскому шоссе, вдоль домов, около полутора километров. Между двумя домами увидите большую сиреневую рекламу, повернете направо и увидите вдали деревья. Дорога будет петлять, но вы все равно попадете к деревьям, упретесь в забор парка и свернете круто налево. Поедете вдоль мусорных баков, через 150 метров круто свернете направо у зеленого гаража (это такой большой железный ящик). Здесь через дыру в заборе вы круто спускаетесь вниз и видите кремль. Едете к кремлю, погудите у ворот, выйдет охрана. Скажете: мне к товарищу Лобанову, вас пропустят. Мой дом – первый справа, на нем наш герб и написано: «Дом-музей князей Лобановых-Ростовских».

Так объяснял мне по телефону, как добраться до его московского жилища, уроженец Болгарии, большую часть времени живущий в Великобритании, гражданин США Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, известнейший собиратель русского авангарда и театрально-декорационного искусства, меценат, обладатель огромной (около 1000 единиц) коллекции, объединяющей все крупнейшие имена Серебряного века.

Все соответствовало истине: и крутые повороты меж мусорных бачков, и дыра в заборе, и дом с гербом. Даже кремль был – огромную поляну в парке окружают выполненные в дереве стены и башни, копирующие московский оригинал. Башенками – этим непременным атрибутом современной столичной архитектуры – снабжены и несколько домов, стоящих вокруг поляны, в том числе и сам дом Лобановых. Только дальний от въезда, замыкающий круг комплекс выбивается из общего стиля «гей, славяне!». Деревянный дом напоминает разросшуюся финскую сауну. Впрочем, так оно и есть, – это новодельное строение является гостинично-развлекательным комплексом на 16 номеров с соответствующими аксессуарами и услугами.

– Это построено для олигархов с рублевских дач, – охотно объясняет Никита. – Они устают у себя на даче, хотят отдохнуть, заняться горизонтальным джоггингом. В центр, в гостиницы, ехать далеко, а здесь в нескольких минутах езды все в их распоряжении.

Сердце мемориального дома-музея в Филях – комната семьи Никиты Лобанова.Место действительно, привлекает. Забитое Рублевское шоссе отсюда в пяти минутах даже не езды – ходьбы. А здесь – ни звука и чистый лесной воздух. Поляна расположена в котловине на окраине Филевского парка, и, похоже, роза ветров благоприятствует тишине и воздушности. Кстати, место это на картах района обозначено как «Город мастеров». Название, явно доставшееся в наследство от советских романтических времен, звучит сейчас особенно забавно.

Первый же вопрос к Никите Дмитриевичу логичен: как он оказался в таком месте, может, семья Лобановых имеет отношение к Филевскому парку?

Лобанов, как всегда, совершенно откровенен:

– Абсолютно никакого отношения. Здесь была усадьба Нарышкиных. А произошло все это случайно. В первые годы перестройки я оказался на каком-то приеме за одним столом с директором парка. И он в разговоре посетовал, что вот, мол, давно, еще при Советах, вышло решение о реорганизации парка, одним из пунктов которого предусматривается создание здесь дома-музея дворянского быта, но никто-де за это не берется. Но я же долго жил в Нью-Йорке, я известный гешефтмахер (тут в английском акценте четкой русской речи князя появляются заметные интонации Брайтон-Бич). Я сразу говорю ему: «О! Так давайте я возьму это себе». И взял.

Так что теперь я живу здесь практически на халяву (любимое слово князя Никиты). Плачу аренду 25 долларов в год. Хотел заключить договор аренды пожизненно, но по российским законам это невозможно. Поэтому заключил на 20 лет. Но я и столько не проживу, – говорит Никита Дмитриевич, широко улыбаясь. – По условиям, мои здесь только стены, а все наполнение принадлежит «им», и отойдет к «ним» потом, после моей смерти.

Называется княжеская должность так: «внештатный хранитель мемориального дома-музея». Собственно музей расположен на первом этаже дома, который на поверку оказывается каменным с деревянной облицовкой. Над дверью – герб рода Лобановых-Ростовских, Рюриковичей, ведущих свою родословную от ростовского князя XIV столетия по прозвищу Лобан. Никита Дмитриевич приходит с ключами, отпирает двери и включает свет. Внутри три большие комнаты. Первая посвящена Романовым как главной дворянской семье России – старинные гравюры, карты, документы. Налево – комната рода Лобановых. Здесь больше подлинников, родословное древо с собственноручными записями Никиты Дмитриевича, масляные и гравированные портреты предков и так далее.

И, наконец, справа от входа расположен зал истории собственно семьи Никиты Лобанова. Начиная с документа, датированного 1923 годом, об уплате немецкоподданной бабкой по материнской линии большевистскому правительству ста тысяч марок за разрешение выехать из Петербурга советско-подданному деду со всей семьей. И кончая датированным 1983 годом письмом из КГБ в редакцию журнала «Огонек» с рекомендацией «не печатать статьи о коллекции Н.Лобанова-Ростовского».

Отвращение князя Никиты ко всему советскому и к КГБ в особенности вполне объяснимо даже такого рода документальными семейными реликвиями. А были еще попытки семейного побега через границу из послевоенной Болгарии в 1945 году, поимка беглецов и многомесячная отсидка в болгарской тюрьме... Ну, а стены этого зала, как, впрочем, и всего дома внештатного хранителя, увешаны копиями бесчисленных произведений из его коллекции: Бакст, Бенуа, Коровин, Серебрякова, Яковлев и так далее и так далее.

В пяти минутах ходьбы – забитая машинами Рублевка, а здесь – тишь да гладь.Кстати, о коллекции. По договору с властями дом, как выясняется в разговоре, достался князю Никите не совсем чтобы даром. Он должен был наполнить его вещами на 70 тысяч долларов. Конечно, основную часть своего собрания он ввозить не стал, а ограничился сотней гравюр в рамах и дюжиной масляных портретов. Тем не менее, как уже говорилось, все это когда-нибудь перейдет в руки государства, а там уж куда денется – неведомо.

На видном месте в «семейном» зале висит снятая с высоты птичьего полета фотография дворца Лобановых в Петербурге. Это треугольное в плане здание, соседнее с Исаакиевским собором и построенное также Монферраном, трехэтажное, с большим внутренним двором.

– Нам его предлагали купить недавно, – говорит Никита. – Один из очень богатых людей (по интонации рассказчика понятно, что это был один из первых советских миллионеров) попал в тюрьму. Ему, естественно, нужен был наличман. И он попросил у нас 3 миллиона 200 тысяч. Дело в том, что только ежегодное содержание дворца обходилось ему в миллион долларов. Но мы подумали – и отказались. Там ведь потолки 5 метров 30 сантиметров. Отапливать невозможно, а разделить надвое высота не позволяет. Поэтому, кстати, и гостиницы от этой покупки отказались.

Рядом два маленьких полотна с изображением московского дворца Лобановых (Мясницкая, 43).

– И его нам тоже предлагали, – снова вступает Никита. – Лет 20 назад предлагали взять второй, верхний этаж. Но тогда надо было вложить в ремонт 300 тысяч долларов. И моя жена Нина не согласилась, показалось много. А здесь – халява! (Он снова со вкусом повторяет звучное слово.) А теперь пойдемте в апартаменты, посмотрите, как я здесь живу.

Живет внештатный смотритель над музеем, с отдельным входом с задней стороны дома. Просторный холл-веранда служит гардеробной. Весь жилой сектор изнутри обит светлой березовой вагонкой, поэтому хозяин с некоторым смущением просит всех гостей переобуться. Горы тапочек, как и положено в настоящем музее, сложены в корзинах. Лестница на второй, основной этаж выходит на еще одну застекленную террасу. Отсюда вход в кухню-столовую. Направо – выход в кабинет-бильярдную. Налево – через маленький коридорчик – спальня супруги. Короткая лесенка наверх – и вы в спальне князя-смотрителя, расположившейся в башенке на третьем этаже. Весь жилой сектор полон репродукций произведений из его коллекции, но здесь преобладает буквально «ковровая развеска», когда стена заполняется снизу доверху без промежутков.

– Вот здесь я лежу, смотрю на свою коллекцию, – комментирует Никита, – а в окнах видна Россия.

Все смотрят в окна, а там тщательно подстриженная поляна и то впечатляющее деревянное строение, которое хозяин называет кремлем.

– Ну, что же, – приглашает хозяин, – время five o`clock, идемте, закусим, выпьем, кто что хочет.

К его явному огорчению все за рулем и пьют только чай. За столом царит Евгений Александрович Евтушенко, а Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский ходит вокруг стола и чай подливает. В больших мисках – клубника, малина и земляника, которой особенно рад Евтушенко. Вечерний чай подходит к концу. Хозяин, так и не присевший за время чаепития, произносит короткую и емкую заключительную речь: «Ну вот, вы и побывали в гостях у последнего недобитого белогвардейца, живущего здесь, в Москве, совершенно на халяву»

Из досье «НГ»

Лобанов-Ростовский Никита Дмитриевич родился 06.01.1935 г. в Софии, Болгария. Родители – Д.И. Лобанов-Ростовский и И.В. Вырубова. Учился в Оксфорде (Великобритания), Колумбийском и Нью-Йоркском университетах (США). Имеет ученые степени магистра геологии, магистра экономической геологии и магистра банковского учета. С 1960 г. работал геологоразведчиком в Аргентине, начиная с 1970 г. занимал крупные посты в американских и британских банках. До 1997 г. был советником фирмы «Де Бирс» по добыче и продаже алмазов и консультантом аукционных домов Кристис, потом Сотбис.

Гражданин США, постоянно проживает в Лондоне (Великобритания). Видный общественный деятель. Пожизненный член Союза благотворителей музея «Метрополитен» (Нью-Йорк), член бюро Фонда Кирилла и Мефодия (София), член правления Института современной русской культуры (Лос-Анджелес), член совета директоров Международного фонда искусства и просвещения (Вашингтон), академик Международной информационной академии при ООН (Женева), попечитель Русского камерного оркестра в Лондоне, член попечительского совета Фонда милосердия имени Анны Павловой (Москва) и др.

Автор ряда научных работ, среди которых «Русские художники и театр» (1969), «Финансирование торговли» (1980), «Банковское дело» (1982). Имя внесено в справочники «Кто есть кто в мире» (1982–1983), «Биографический словарь Советского Союза 1917–1988» (1989).

Произведения русского театрально-декорационного искусства как выгодное вложение капитала

Дата Место продажи Название работы Техника, размеры, датировка Сумма продажи

Лев Бакст (1866–1924)

09.12.1998 Нью-Йорк Le nuit ensorcellee. Эскиз декорации для II акта Акварель/гуашь/карандаш; 45х77; 1923 48 875 долл.
02.11.2001 Нью-Йорк Садко. Эскиз костюмов телохранителей морского короля Смеш. техника; 51х35 41 000 долл.
19.11.2003 Лондон Отвергнутая Эхо. Эскиз костюма Акварель/карандаш; 66х48; 1922 453 600 фунтов стерлингов
21.04.2005 Нью-Йорк Садко. Костюм принцессы Акварель/гуашь; 67х49 51 000 долл.

Александр Бенуа (1870–1960)

09.12.1998 Нью-Йорк Садко. Эскиз декораций для I акта Акварель/гуашь/карандаш; 46х61; 1930 7 475 долл.
20.11.2002 Лондон Садко. Эскизы декорации Акварель/чернила/карандаш;1930 7 170 фунтов стерлингов
19.11.2003 Лондон Свадьба Амура и Психеи: прибытие Психеи Акварель/гуашь/чернила/карандаш; 65х111; 1928 48 000 фунтов стерлингов
21.04.2005 Нью-Йорк Эскиз декорации для ⌠Турандот■ Акварель/чернила/карандаш; 32х48; 1940 6 600 долл.

Зинаида Серебрякова (1884–1967)

07.1998 Лондон Лежащая обнаженная Пастель; 48х63; 1929 6 670 фунтов стерлингов
10.05.2000 Лондон Лежащая обнаженная Холст; 92х64; 1928 58 000 фунтов стерлингов
20.11.2001 Лондон Лежащая обнаженная на голубом фоне Холст; 65х81; 1927 218 000 фунтов стерлингов
20.11.2002 Лондон Корзина с виноградом Холст; 55х65; 1928 149 650 фунтов стерлингов
21.04.2005 Нью-Йорк Портрет Веры Фокиной Холст; 89х127 688 000 долл.

Сравнительная таблица показывает суммы ухода произведений театрально-декорационного искусства и художников Серебряного века за последние 7 лет. Такие работы составляют основную часть собрания Н.Лобанова-Ростовского. Для примера взяты 3 наиболее популярных художника, продававшихся в эти годы домом Сотбис.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1700
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3659
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2709
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2214

Другие новости