Термин 'набивка чучел' устарел - современные таксидермисты предпочитают натягивать шкуру на специальный манекен.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Таксидермия – искусство древнее, как первобытно-общинный строй. Во времена, когда наши предки тесно, бок о бок сосуществовали с миром диких зверей, охота давала человеку пищу, одежду и орудия труда. А для этого необходимо было уметь обрабатывать убитое животное, выделывать шкуру и превращать рога, копыта и кости в иголки, ножи, копья или лопаты.
При совершении мистических обрядов древние шаманы и колдуны непременно использовали головы, шкуры, хвосты, лапы и когти разных зверей. Римские гаруспики предсказывали судьбу по цвету и состоянию внутренностей жертвенных животных. Древние египтяне, непревзойденные мастера мумификации, делали чучела своих домашних любимцев и оставляли их в гробницах, чтобы они могли отправиться в иной мир вместе с почившим хозяином.
В средние века охота считалась одной из рыцарских доблестей – а головы добытых трофеев гордо красовались на стенах замков. В Кунсткамере Петра Великого в числе первых экспонатов были чучела любимой левретки царя и его лошади, которых он называл одинаковым именем Лизетта. Почетное место занимали чучела экзотических чудищ: двухголового теленка, дикобраза, крокодила, лемура, броненосца и гигантской анаконды.
Расцвет чучельного мастерства в России пришелся на вторую половину XIX века и связан с деятельностью крупного отечественного зоолога, поляка по происхождению, Федора Карловича Лоренца. Его называли Страдивариусом таксидермии. Все началось, как это часто бывает, с сохранения ценных научных экспонатов, а закончилось созданием коммерческой таксидермистской студии, принесшей Лоренцу мировую славу. Фирма выпускала чучела глухарей, куропаток, хищных птиц, белок, зайцев и медведей. Особое пристрастие Лоренц питал к природным курьезам – недаром самой знаменитой его ученой работой считается цветной атлас «О выродках тетеревов».
У Лоренца были ученики. Александр Котс занимался препарированием с детства, а к окончанию гимназии уже имел всевозможные императорские награды на чучельных выставках. Результатом знакомства Котса с Лоренцем и их дружбы стало создание в 1907 году Дарвиновского музея.
Для оформления экспозиции Котс выискивал лучших мастеров. В их числе оказался и самый талантливый ученик Лоренца – Филипп Федулов. Началось все с того, что двое братьев Федуловых решили освоить профессию скорняка. Попав в мастерскую к Лоренцу, они овладели мастерством препарирования и приобщили к этому делу остальную семью. Так возникла федуловская династия таксидермистов.
Филипп Федулов любил работать в одиночку: сам снимал шкуры, заквашивал и дубил их, сооружал металлические станки для чучел, деревянные и гипсовые манекены, делал искусственные звериные черепа и зубы, кроил и сшивал шкуры, сам готовил мастики и лаки, варил растворы мышьяка для протравливания оболочки, набивал чучела и отделывал постаменты и подставки. Его племянник Дмитрий Федулов прославился в области так называемой филигранной таксидермии, делал чучела самых миниатюрных в мире птиц – колибри.
Даже в наше время изготовление чучел остается ремеслом, требующим кропотливого ручного труда. Однако спрос на него есть. На Западе мастерство таксидермии уже давно стало на коммерческие рельсы. В США, например, сейчас около ста тысяч чучельников (любителей и профессионалов), существуют творческие союзы, школы, выпускаются специализированные журналы и проводятся конкурсы и чемпионаты. В нашей стране в советское время искусство таксидермии практически не развивалось, но сейчас ситуация начала меняться – и число студий в Москве, в Петербурге, да и в других городах России, неуклонно возрастает. Первый чемпионат России по таксидермии состоялся в 2002 году, второй – в начале этого года.