Самое сложное в работе над чучелом птицы - правильно уложить перья.Нос при необходимости можно сделать из кожезаменителя, но этот - натуральный.Черепа приходится вываривать и тщательно промывать.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В нашей стране таксидермист, или чучельник – профессия достаточно редкая. В своем роде даже уникальная. Этому делу у нас до сих пор официально не учат нигде. Таксидермисты либо перенимают навыки от родителей (семейный подряд в этой области – довольно частое явление), либо, почувствовав в себе непреодолимую страсть к творчеству, а также (обязательно!) любовь к живой природе, приходят в зоопарки, заповедники или мастерские при зоологических музеях и учатся уже в процессе работы.
Искусство таксидермии в России становится все более востребованным. Заказов на оформление интерьеров в стиле «охотничьего домика» и выделку трофеев сейчас много, а спрос рождает предложение. Чтобы понять и увидеть на деле, чем живут и чем дышат таксидермисты, корреспонденту «НГ» пришлось посетить одну из старейших московских студий.
═
Биолог, химик и художник
═
Офис студии располагался в солидном и респектабельном доме. Пять подвальных комнат были заставлены уже готовыми и оформленными работами. На полу и подставках – чучела оскалившихся волков, медведей, зубастых бобров, бородавочников и прочей живности. На стенах красовались свирепые кабаньи головы, белесые черепа, рога и клыки – прекрасное пособие для начинающего биолога и утеха для эстета-охотника.
Художественный руководитель студии Сергей оказался мужчиной лет сорока, внешне простым, капельку грубоватым, в беседе же приятным, спокойным, раскованным и не без хитринки. По его словам, все началось еще в детстве – с увлечения зоологией, а также занятий рисованием и лепкой.
Сергей занимается таксидермией уже двадцать лет, и теперь может с уверенностью сказать, что в идеале таксидермист должен быть, во-первых, биологом и анатомом, чтобы разбираться в повадках и строении животных, во-вторых, скорняком и химиком, чтобы уметь выделывать шкуры и работать с разными токсичными препаратами, в-третьих, столяром и кузнецом, чтобы делать подставки для животных. Еще он должен уметь шить, клеить и быть, ко всему прочему, талантливым художником и скульптором. Мастера часто ходят в зоопарк и наблюдают за пластикой животных, а наиболее продвинутые ездят в научные экспедиции, чтобы увидеть редких зверей в их естественной среде обитания.
═
Ремесло с фантазиями
═
На самом деле, таксидермия – это почти такое же мирное и обыденное ремесло, как, допустим, ремесло сапожника, только гораздо сложнее, оригинальнее и требует большей фантазии. Собственно снятие шкуры с мертвого животного и ее обработку сами чучельники считают далеко не самым приятным в своей профессии. Впрочем, на крупных производствах существует разделение труда. Потрошением занимаются препараторы, выделка шкур происходит на фабрике, а манекены животных тоже изготавливают специальные мастера.
В своей работе чучельники используют немало орудий: дрели, пилы, огромные кусачки, кисточки, отвертки, скальпели и миниатюрные ножнички. Но главный инструмент – руки. Простых в работе животных для таксидермиста не бывает. С каждым – свои сложности. Но говорят, легче всего делать кабана. Он грубый, «дубовый», его тяжело испортить. Гораздо больше возни с маленькой птичкой – умение уложить все перышки в правильный рисунок требует долгой, кропотливой, ювелирной работы.
Есть два способа изготовления чучел. Первый (чуть-чуть устаревший, но тем не менее употребляемый) – создание проволочного каркаса животного. Этот каркас набивают ватой, стружками, соломой, опилками либо паклей, натягивают на каркас шкуру и потом корректируют рельеф мышц. Второй способ – шкуру натягивают на уже готовый манекен из пенополиуретана, глины либо гипса.
═
Медведь с кукольными глазами
═
Ветвистые рога, желтоватые когти, клыки и даже поблескивающие кожаные носы при необходимости можно заменить искусственными. Разинутые пасти и сверкающие глаза делают из стекла и пластика. Забавная история с глазами для животных происходила в советские времена: специальных глаз тогда не продавали, и таксидермистам приходилось выковыривать недостающие элементы из кукол. Сейчас этот варварский обряд в прошлом. Глаза привозят из Германии, Дании и Америки – причем все они разные, есть специальные глаза для волков, для медведей, есть для рысей. А некоторые мастерские имеют даже свои небольшие глазные производства. Дело мастера – лишь правильно их установить.
Самый ответственный момент – процесс подгонки и состыковки манекена со шкурой. Тут-то и выясняется, не ошибся ли мастер в размерах, сядет ли на голый и жалкий остов меховая одежка, или придется что-то снова перекраивать, подшивать, а порой даже и распрощаться с испорченным (и дорогим) материалом. Для окончательной обработки чучело помещают в мешок из пленки, опрыскивают обычным «Дихлофосом» и плотно завязывают мешок на 4–6 часов.
═
Театры и охотники
═
Главными клиентами чучельников во все времена были охотники, желающие сохранить свои трофеи на века – из хвастовства ли, для истории или просто на память.
Кроме того, довольно часто покупают и заказывают чучела для оформления помещений магазинов, ресторанов и гостиниц. А вот театры предпочитают брать такой реквизит в аренду.
У чучельников есть своего рода неписаный кодекс чести, который не позволяет им принимать заказы на чучела умерших домашних животных – кошек, собак, лошадей, коров. «Разве можно себе представить своего друга на подставке?» – резонно замечают они.
Существуют также международные нормы, которые не позволяют, скажем, выставлять на чемпионатах чучела животных, принадлежащих к охраняемым видам, фантастические чучела-химеры или животных в капканах.
═
Как замочить носорога
═
Чаще всего охотники везут животных нашей полосы – кабанов, лосей, волков, бобров, бурых медведей. Но в последнее время много живности доставляют из Африки. Есть специальные туристические сафари-бюро, которые организуют экзотическую охоту и доставку трофеев в Россию, причем в общей сложности чучело собственноручно убитого животного может обойтись в тысяч в десять долларов.
Заполучить домой чучело, скажем, носорога – дело не из легких. Примерно год уходит на переговоры с сафари-парком – чтобы найти престарелое животное, которое можно отстреливать. Затем сама охота. Еще год идет оформление всевозможных паспортов и документов на вывоз, и, в конце концов, бренные останки носорога доставляют в Россию – в виде засушенного брикета размером с диван. Для того чтобы привести материал в надлежащее состояние и начать работу, брикет нужно размочить. Это довольно странное действо часто сопровождается разного рода казусами. К примеру, работники одной московской студии пыталась размачивать носорога в детском надувном бассейне и чуть не затопили соседей.
═
Царство рогов и копыт
═
Обстановка в мастерской самая что ни на есть рабочая. Снаружи на крыльце, в коридоре, на антресолях и в одной из комнат на огромных полках громоздкими кучами вперемежку друг с другом навалены готовые и недоделанные манекены лис, волков, медведей, сурков. Лиса в виде манекена кажется слишком худой, а сурок – наоборот, чересчур крупным.
Пахнет здесь вовсе не клеем и формалином, а, скорее, сырой требухой. У входа в углу стоит большой бурый медведь, загороженный какой-то стальной треногой, справа на стене висит готовая голова лося (к носу пришпилен листик с учетными записями), с другой стороны – еще пока не покрытая шкурой голая голова оленя, правда, с уже прикрепленными рогами. В закуточке притаился смешной зубастый бобр с раскрытым ртом и поднятыми лапками. В дальнем конце комнаты – птичье отделение. На газетках разложены не очень-то эстетично выглядящие заготовки фазанов, на стене большой желтоклювый коршун распахнул крылья в полете.
Компания таксидермистов похожа на семью – простую, добрую, слаженную. Им нравится работать вместе, и сплачивает их, несомненно, живой и ощутимый творческий труд. Лысый мастер Михаил занимается таксидермией всего два года. До этого был военным, после пережитого душевного кризиса нетривиальное ручное ремесло в буквальном смысле помогло ему «почувствовать себя человеком».
По лестнице спускается говорливый и радушный дядька лет пятидесяти. «А это Андрей Николаевич! Он у нас мастер по рогам и копытам!» Владения Андрея Николаевича – тесные комнатки на втором этаже. На стенах развешаны уже готовые медальоны и вешалки с ветвистыми лосиными рогами. «Я много лет охотоустройством занимался, – говорит он, – а потом пришел в эту студию работать резчиком по дереву».
«Сброшенные рога, – объясняет мастер, – охотники находят в лесу, и хорошо, если их еще не подъели мыши. Черепа кабанов и бобров, рога косуль, антилоп нужно вываривать и обрабатывать». На полу лежат огромные винтообразные рога барана Марко Поло. Рог массивный, тускло-желтый, внутри он полый, но запах не противный. «Знаете, какой иногда материал гнилой привозят, там даже черви ползают!» – посмеивается Андрей Николаевич. Еще не раскрытые пакеты в углу скрывают недавно привезенные свеженькие зубы бегемота. «Вот череп бобра!» – мастер наглядно демонстрирует, как животное работает зубами, когда перетирает древесину.
═
Жаркое из рыси
═
На нижнем этаже у чучельников рабочий день в разгаре. Михаил старательно вправляет глаза своему оленю, затем, насупившись и сосредоточившись, начинает напяливать на манекен шкуру. На женской половине почти во всю стену распласталась уже выделанная и обработанная шкура медведя. Внизу на столе – подкладка, которой надлежит ее подшить (стоит такой ковер примерно 1200 долларов). Справа свешиваются ряды серебристых волчьих шкур, а откуда-то сверху пристальным сверлящим взглядом глядит голова рыси. Симпатичная девушка Галя, вооружившись пилой, подравнивает манекенную голову медведя, а ее молоденькая сестренка подшивает и раскрашивает оскаленную пасть распростертого на столе волка.
В углу большой комнаты притаился самый тихий и скромный из таксидермистов – птичник Александр. «Что делаю? Курочку вот ощипываю...» – индифферентно роняет он. С трудом верится, что мокрая, несчастная, вывернутая наизнанку птица когда-нибудь превратится в шедевр чучельного искусства. Александр тщательно просыпает внутреннюю поверхность курицы крахмалом и объясняет, что крахмал необходим для впитывания и высушивания ненужной жировой прослойки.
Тем временем приходит жена Александра и как ни в чем ни бывало отправляется за соседний столик есть суп (возможно, из той же самой курицы). Исходный материал для чучел в мастерские привозят не только в виде шкур – бывает, доставляют замороженные, засоленные или засушенные целые туши. «Вы уже уходите? А рысь не хотите попробовать? Там рысь готовится! Вкусно!»
═
Сколько стоит изготовление чучела в московских мастерских
═
Вид животного | Стоимость работы (долл. США) |
Зяблик, синица, зимородок | 50–120 |
Хомяк, суслик, тушканчик | 80–120 |
Сурок, куница | 130–150 |
Коршун, ястреб, орел | 150–180 |
Глухарь, утка, фазан | 150–200 |
Лиса | 350–500 |
Бобр | 300–600 |
Заяц | 350–500 |
Рысь | 600-800 |
Кабан | 1200–1500 |
Волк | 800–1200 |
Медведь | 900–3000 |
Косуля | 1400 |
Пятнистый олень | 4000 |
Лось | 4000–-7000 |