В Белозерске хороши прогулки по земляному валу – с него открывается прекрасный вид на Преображенский собор.
Вологда – город, которому немало крови попортила строчка из известной песни. Приезжие первым делом бросаются выяснять, правда ли, что единственный на весь город резной палисад расположен около местного КВД. Неправда – резных палисадов здесь пруд пруди.
По легенде, Иван Грозный хотел превратить Вологду в столицу, но – «из своду туповатова упадала плинфа красная». Упал, стало быть, на царя кирпич с потолка, и не сделалась Вологда стольным градом. Указом Екатерины извилистые улочки города превратили в «прешпекты», благодаря регулярной планировке здесь теперь сложно заблудиться. Обязательно стоит взглянуть на прекрасный Софийский собор и пройтись по набережной р. Вологды.
Великий Устюг – прелестный, весь какой-то трехэтажный. Отсюда родом великие российские первопроходцы: открывший пролив между Америкой и Азией Семен Дежнев, исследователь Камчатки Владимир Атласов, Ерофей Хабаров, который составил карту Приамурья, и первооткрыватель Алеутских островов Василий Шилов.
Несколько лет назад решено было превратить Устюг в родину Деда Мороза. Наш ответ лапландскому Санте обернулся на диво уродливой «вотчиной», смахивающей на россыпь увеличенных спичечных домиков. Там можно наблюдать главного Деда Мороза всея Руси. Зимой он обычно слегка нетрезв, что неудивительно: здешний ликеро водочный завод славится на всю округу.
Кириллов может, как и Москва, считаться портом пяти морей за счет проходящих через него судоходных каналов. Он образовался из слободы грандиозного Кирилло-Белозерского монастыря – некогда одного из самых богатых на Руси, основанного в 1397 году московскими монахами Кириллом и Ферапонтом. Здесь перед смертью принял постриг Иван Грозный. Благодаря могучим десятиметровым стенам монастырь считался идеальной тюрьмой для политзаключенных высокого ранга – например, тут был заточен опальный патриарх Никон. При Екатерине в крепостной стене устроили городскую и уездную тюрьмы. Сейчас на территории монастыря работает превосходный музей икон.
В 20 километрах от Кириллова находится Ферапонтов монастырь – его на следующий год после основания Кирилло-Белозерского монастыря заложил Ферапонт. Сюда обязательно нужно съездить, потому что в храмах монастыря сохранились фрески работы Дионисия.
Белозерск – древний торговый город на берегу Белого озера. По преданию, им в конце IX века правил брат Рюрика Синеус. Белозерску не сиделось на месте: сначала он располагался на северном берегу озера, веком позже город перенесли на южный, после эпидемии моровой язвы в середине XIV века он снова переместился в сторонку – подальше от заразы.
В XVII веке Белозерск разграбили польские интервенты, и он навсегда потерял свое положение крупного торгового центра, оставшись очаровательным провинциальным памятником былой жизни, где уцелели множество деревянных домов и построенная в XVII веке деревянная же церковь Ильи Пророка.
Грязовец – в XIX веке главный соперник Вологды по части производства масла. На широкую ногу это дело поставил брат знаменитого художника-баталиста Василия Верещагина Николай.
Знаменит Грязовец прежде всего как родина православного мыслителя св. Игнатия Брянчанинова. Интересен расположенный неподалеку Павлово-Обнорский монастырь, где в во второй половине XIX века игумен Иосаф (Тихонов) выстроил причудливый скит. Правда, главная мечта Иосафа – поставить в монастыре храм с полностью прозрачными стеклянными стенами – так и не сбылась.