29.06–14.07. Фестиваль «Московское действо». Дом музыки, Театральный центр «На Страстном», Школа драматического искусства, Патриаршие палаты Московского Кремля, музей-усадьба «Архангельское», конный двор усадьбы «Кузьминки-Влахернское».
Как-то внезапно в Москве надумали почтить память Айседоры Дункан. Нет, не потому, что у нее юбилей. Просто захотелось праздника раскрепощения. Фестиваль «Московское действо» – хороший проект. Приедут дунканисты всех стран и сольются в экстазе босоногого танца, подав нам пример незашоренности мыслей.
Айседора велика не тем, что танцевала лучше других, с качеством пляски у нее были проблемы, как и с тонкостью фигуры, и с глубинами хореографии. Дункан в танце – как Магеллан в мореплавании: пришла, сплясала и открыла новые горизонты. Она разрушила монополию балета, его претензии на эстетическую исключительность Это новшество безумно увлекло ее современников. Даже суперклассичка и традиционалистка Матильда Кшесинская обожала Дункан и на ее концертах вела себя очень несолидно для подруги великих князей. Однажды даже влезла на стул ногами и, размахивая шляпой, орала «браво!». И вообще тем, что в начале XX века женщины освободились от корсета, мы во многом обязаны Айседоре. Не покажи она всю увлекательность свободного тела и его пластические возможности, кто знает, может, ходить бы нам и сейчас в этих ужасных пластинах из китового, кажется, уса, не смея дышать┘
Из Америки, с родины Дункан, приедет танцевальная компания, которая хранит в репертуаре подлинные танцы Айседоры. Представляете: выходят на сцену женщины, все в античных туниках, и пляшут под Бетховена и Шопена что-то сходное с рисунками античных ваз. Не менее интересна российская студия «Гептахор» – такое название существовало еще в 1920-е годы, когда в разгар моды на дунканизм только ленивая девица Москвы и Петрограда не ходила брать уроки «свободной пластики». Или норвежский ансамбль эвритмии – оригинального учения о движении, созданного антропософами сто лет назад на основе принципа соответствия звуков немецкого алфавита конкретным пассам тела. Будет еще студия контактной импровизации – искусства, в котором артисту важно шестым чувством поймать движение партнера. И наша Академия старинного танца, которая вроде бы не в русле реформы Дункан, но на самом деле тоже выпадает из мейнстрима – за счет того, что возрождает эпоху барокко и вообще все, что было триста лет назад.
В общем, за две недели «Московского действа» есть что посмотреть. Шутка ли – девять стран-участниц, все исполнители ужасно раскрепощенные, а финал пройдет в усадьбе «Кузьминки». На бывшем конном дворе.