Великий режиссер любил рисовать и рисоваться. Пьерлуиджи Пратурлон. Федерико Феллини на съемочной площадке фильма «Рим». 1971.
Фото предоставлено организаторами «Недели Феллини»
21.06–20.07 Fellini! ГМИИ им. Пушкина.
22.06–20.07. Fellini? Галерея на Солянке.
═
Открывающаяся на следующей неделе «Неделя Феллини» – дело интересное и познавательное. Масштабная, разнесенная по двум адресам выставка рисунков и карандашных набросков великого итальянского режиссера, костюмы из его фильмов, роскошный фотоархив – все это, разумеется, очень и очень любопытно.
Но почему «Неделя Феллини», проходящая, заметим, под патронажем очередного Московского кинофестиваля (при содействии Музея изобразительных искусств им. Пушкина и римского музея Vittoriano) обходится без ретроспективного показа собственно фильмов Феллини – остается только недоумевать. Тем более что – будем честными – без такого показа выставка не то чтобы теряла всякий смысл, но по категории «искусство» ее будет провести трудно.
Федерико Феллини всю жизнь обожал рисовать, но рисовальщиком был посредственным, чего сам и не скрывал. Для него это был способ зафиксировать пришедшую в голову мысль или показать костюмеру, какой должна быть одежда на актере. Он пачками рисовал небрежные шаржи на полях сценариев и чертил грудастых красоток на обрывках салфеток, пока разговаривал по телефону. Когда близкий друг Феллини журналист Винченцо Моллика предложил ему издать альбом этих рисунков, режиссер вспылил: «Для меня это занятие - глубоко вторичное, оно лежит на периферии моего сознания. Не сними я несколько удачных фильмов, никого и никогда эта мазня не заинтересовала бы».
Моллика своего добился: в 2000 году, через семь лет после смерти своего друга он все же выпустил объемистый альбом «Феллини: Слова и рисунки» (и получил с этого впечатляющий доход), а в 2003 году рисунки показали в нью-йоркском музее Гуггенхайма - этажом ниже висели эскизы Сезанна и Пикассо. Зрители валили на выставку валом – и выходили опешившие. Как писал видавший всякие виды критик Натаниэль Рич: «Художественная ценность рисунков весьма сомнительна, но как летопись творческой и нравственной эволюции Феллини они бесценны. И если зарисовки тридцатых годов – это милые игривые картинки из жизни пышнотелых кинозвезд, то к девяностым они выродились в сумрачные эротоманские грезы дряхлого старика».
У московской публики есть шанс проверить это утверждение – тем более что экспозиция «Феллини: из Рима в Москву» в три раза больше выставочного проекта в Гуггенхайме.
Жизнеутверждающая «Fellini!» с рисунками разных лет, десятком созданных по эскизам мастера костюмов (в том числе и из «Казановы») и фотографиями (как сделанными самим Феллини, так и запечатлевшими его за работой) разместится в новом здании Музея изобразительных искусств, что на Волхонке.
Вторая же часть, «Fellini?», уйдет на Солянку, причем с пометкой «Лицам до 16 вход воспрещен». Там наряду с некоторым количеством фотоэскизов, как раз и вывесят наиболее сомнительные рисунки, которые даже наследники мэтра не всегда стремятся показывать любопытным зрителям.