Юлия Вечеи. Juli-graf.
Изображение предоставлено Государственным центром современного искусства
10.06–3.07. Выставка «Активное изображение. Медиа искусство Венгрии». ГЦСИ
═
В Центре современного искусства опять выставка медиаарта, и опять выстроенная, что называется, по национальному признаку. Свято место пусто не бывает: только свезли из Москвы в Екатеринбург отличную подборку «30 лет голландского видеоарта», как на смену ей пришло новое пополнение, «Активное изображение. Медиа искусство Венгрии».
Проходит эта выставка в рамках «Года венгерской культуры в России», который успел заявить о себе обстоятельной экспозицией «Венгерское королевство между двумя империями» в Историческом музее, жутковато-авангардными театральными куклами в Музее Бахрушина и еще некоторым количеством выставок, спектаклей и концертов, выдержанных в интеллигентном и неброском ключе.
Выставка венгерского медиаарта в ГЦСИ, по всему, будет нескучной, но тоже весьма интеллигентной, без эпатажа – по крайней мере готовит ее в том числе и будапештский Центр культуры и коммуникации С3, известное и уважаемое заведение, которое славится любовью ко всяким техническим штукам и новшествам.
Венгерский язык считается одним из самых сложных в мире языков, но проблем с восприятием у наших зрителей быть не должно, упор сделан на визуальные образы и интерактивность, причем интерактивность самая что ни на есть буквальная. Вот, например, инсталляция Балажа Бети «Семь касательных» построена на играх с сенсорным экраном: пришел человек, посмотрел на экран – а там мелькают, сменяя друг друга, кадры. Дотронулся до экрана – кадры пошли в другой последовательности. Игра в творца-режиссера, только правила неизвестны, и не предугадаешь, чем твое движенье отзовется. Этого же поля ягодка – «График событий» Аттилы Черге, черные круги с непонятными кривыми по мановению руки зрителя начинают крутиться, и кривые неожиданно выстраиваются в фигуры.
Главной приманкой выставки, по идее, должен стать проект Сильвии Тот и Гашпара Бенедека «Виртуальная прогулка по Будапешту». Если верить венгерской стороне, это что-то вроде виртуального тура по венгерской столице – или, вернее сказать, приключенческого квеста с познавательным уклоном. По крайней мере формулируется это именно так: «Любое решение может привести к непредсказуемым результатам, как в повседневной жизни. Меняя героев или следуя подсказкам, можно наблюдать за другими событиями, параллельно происходящими в этом же городе». Очень, конечно, хочется знать, как все это реализуется – через шлем виртуальной реальности или еще как, но за три дня до открытия выставки ее московский куратор Настя разводит руками: она и сама пока не видела.