0
1052
Газета Акцент Интернет-версия

08.06.2005 00:00:00

Время собирать кастрюли

Тэги: архипов, коллекционер, ссср


архипов, коллекционер, ссср «А также в области балета мы впереди планеты всей...»

– Ну и с чего все началось?

 

– Это все в 1994 году случилось. Я до этого делал всякие объекты и инсталляции из бытовых вещей, а тут увидел крючок для одежды, сделанный из зубной щетки, – уж не знаю, как эту пластмассу согнули. И начал такие вещи специально искать – по знакомым, по родственникам. Когда находил, естественно, задавал хозяевам вещей вопросы: как они это сделали, в каком году, зачем.

И они серьезно рассказывали: что, где, когда, жизненные такие истории получались. Ну и понял я, что все это надо записывать. А потом и сами люди втягивались, мне теперь многие звонят, сообщают.

 

– То есть агентская сеть такая?

 

– Ага. И вещи, получается, сами меня ищут.

 

– А не было искушения сделать что-то из тех мини-интервью, которыми сопровождаются эти вещи? Это же фактически театр «вербатим» в чистом виде.

 

– Была такая идея. Илья Фальковский написал в свое время сценарий, мы попробовали поставить его года четыре назад в «Театре.doc», но мне эта история не понравилась. Особенно отношение профессиональных актеров к вещам – для них это просто реквизит. А я сказал: «Нет! Это музейные экспонаты, а вы их тут пинаете. Я не согласен с таким обращением».

У меня нет сценаристских и режиссерских амбиций, я могу выступать как чернорабочий, поставляющий материал для сценариев, но мне это неинтересно.

 

– А что интересно?

 

– Вещи, которые я собираю, – это горизонт искусства, за который хочется заглянуть.

Художник не может не рефлексировать по поводу того, что он делает. Те вещи, которые собираю я, – они не отрефлексированы. А я раскрываю их потенциал, представляя вещь как арт-объект, тем самым показываю предел искренности, до которого ни один художник дойти не может.

 

– И как вы все-таки эти арт-объекты для себя определяете?

 

– Слово «самоделки»звучит пренебрежительно. Я называю это вещевым фольклором – по аналогии с вербальным, потому что это в чистом виде народное творчество.

Эти вещи интересны как часть современной материальной культуры – причем уникальная ее часть, которая постоянно обновляется, регенерирует и меняется, потому что меняется жизнь.

 

– Так. Показали вы арт-объект в музее. А дальше?

 

– Вот некая вещь находится у человека, ее фотографируют, записывают ее историю, документируют, показывают на выставке, она становится арт-объектом, потом возвращается автору.

Такое двойное изменение статуса меняет взаимоотношения хозяина и вещи. Она побывала в музее, а теперь человек репу чешет: то ли ее на стенку вешать, то ли дальше ею грядки копать.

Особенно это заметно на западных выставках – там все экспонаты страхуют, и когда человек видит сумму страховки, он по-другому начинает относиться к вещи.

В принципе, современное искусство и должно менять наше отношение к окружающему миру, ставить вопросы. Искусство, которое не порождает вопросов, – плохое искусство.

А в центре этого стоит человек. На выставках я всегда пытаюсь дать выдержки из рассказов авторов - вещь без контекста неинтересна. И кстати, не всегда без контекста поймешь функциональные назначение вещи.

 

– Например?

 

– Например: зачем таз согнули углом?

 

– Зачем?

 

– Чтобы ставить под рукомойник, который висит в углу. Все время брызги летели. Это простейшая трансформация. А бывает так, что если вещь просто показываешь в выставочном зале, вообще никогда в жизни не догадаешься, зачем она. Вот, скажем, эта канистра с прорезями какими-то - в Уэльсе ее нашел.

 

– Ну и?

 

– Кормушка для скотины. Сено туда набивают, а корова его через прорези вытягивает.

Хотя бывают абсолютно понятные вещи. Та же кувалда – у них постоянно ручки отваливаются, а люди во всех странах к ним приваривают железные трубы. Впору проект делать «Кувалда интернешнл».

 

– А со временем меняются какие-то тенденции?

 

Телеантенна из велосипедных колес и самодельная гитара – любимейшие объекты в коллекции.<br>Фото Артема Чернова (НГ-фото)– Вещи советского периода имели свои особенности. Раньше часто использовалась алюминиевая проволока, которая валялась везде. Корзинки из такой проволоки делали – а теперь ее чуть ли не со столбов срезают. Другие стандарты были, другая эстетика, другая среда. Вот лукошко из резинового мяча – на Западе таких вещей нет. Там мячи давно делают из пластика, а у нас еще остались резиновые, с полосочками. Вырезали дырки – получилось лукошко.

На прошлой выставке «Москва–Берлин» я показывал чайник – сам он из нержавейки, а носик деревянный. Со знаком качества чайник, его лет двадцать назад сделали на каком-то северном заводе, и в нем стоит нагревательная спираль, которая используется где-то на подводных лодках. Супернадежная: за двадцать лет чайник многократно выкипал полностью, нагревался докрасна, вот припаянный носик и не выдержал, а спирали хоть бы что. У хозяина рука не поднялась выкинуть этот чайник - отпилил ручку то ли тяпки, то ли метлы какой-то, выдолбил ее и вбил в дырку, которая осталась от носика.

 

– А сейчас что?

 

– За последние десять лет очень изменилась вещественная среда. В начале девяностых, когда пришли западные материалы, в этом феномене самодельных вещей начали использовать пластмассовые всякие штуки, пластиковые бутылки – ведь раньше пластмассы было очень мало.

И это тоже интересно, это тоже надо фиксировать, как-то с этим работать. Если смотреть под углом материальной культуры, что-то должно остаться от нашей эпохи.

 

– Что именно?

 

– Я беседовал с директорами краеведческих музеев, которые после развала Советского Союза оказались брошены на произвол судьбы. Они по инерции еще собирают какие-то чугунные утюги, в некотором роде правомерно полагая, что это часть материальной культуры – но той, которая была.

А как с работать с современной культурой, что с ней делать – им непонятно. Все остановилось в советское время на образцах продукции местных заводов. История государства, страны – всего это в летописи маткультуры не существует. Недостаточно броневика, с которого Ельцин что-то орал в 1991 году.

Еще немного, и мы обычную советскую лопату не сможем увидеть. Те, что в магазинах сейчас продаются, – они уже по другим лекалам сделаны.Нужно собирать коллекции – лопат, кастрюль, сковородок. Вот прямо сейчас собирать!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
566
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2287
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1138

Другие новости