Некогда утраченный – и ныне реконструированный – танец из балета «Баядерка».
Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра
23.05. «Баядерка». На сцене Большого театра.
24.05. «Свадебка. Этюды. Reverence». На сцене Большого театра.
25.05. «Драгоценности». На сцене Большого театра.
═
Сначала к нам приезжает питерский балет, потом прибудет опера. И все – по обмену. Мы (Большой театр) везем им (Мариинскому театру) свои достижения, они нам показывают свои. Это произойдет не в первый, но, возможно, в последний раз. У Большого театра и у Мариинки впереди долгие годы ремонта. Кто знает, когда он закончится. И пропустить эти гастроли для любителей балета – преступление.
Начнут с «Баядерки». Это не совсем та «Баядерка», что идет в Большом. У нас в ходу редакция Юрия Григоровича по оригиналу Мариуса Петипа, а в Питере сыграли в аутентичность. Разыскали древние музыкальные партитуры, восстановили отдельные фрагменты хореографии Петипа («как это было») и вернули к жизни целый акт, финал, утерянный на советской сцене полвека назад. Трагическая мелодрама с псевдоиндийским колоритом расцвела новыми, то есть хорошо забытыми старыми красками. В этом спектакле есть танцы жрецов, факиров и лотосов, шествие в честь индусского идола и пляски астрологов. И еще – красивейший акт «Тени», в котором главному герою видится его умершая возлюбленная. Танцуют очень хорошие артисты – Дарья Павленко, Виктория Терешкина и Андриан Фадеев.
Три одноактных балета второй программы гастролей – срез истории мировой хореографии за сто лет. От обрядовой «Свадебки», созданной восемьдесят лет назад, через академические «Этюды» сороковых годов до новейшей, 2005 года, премьеры «Reverence». От легендарной Брониславы Нижинской, сестры великого танцовщика, сочинившей модернистский танцевальный вариант древнеславянского обряда на музыку Стравинского, к датчанину Харальду Ландеру, сделавшему из рутинного ежедневного балетного класса «Этюды» – поэтичнейшую штуку. И к современному хореографу Дэвиду Доусону, красиво работающему на исхоженном предшественниками полю неоклассики, то есть там, где вроде бы уже и ступить нельзя. В спектаклях заняты среди прочих звезды Мариинки Наталья Сологуб и Леонид Сарафанов.
В завершение – ожерелье из драгоценных камней работы знаменитого ювелира Джорджа Баланчина. Сделано с большим вкусом. Сначала горсточка «Изумрудов» – зеленые цвета балетных пачек, тягучее мерцание классики. Потом блеск «Рубинов» – красное в костюмах, синкопы в музыке и танце, отголоски современной хореографии, просвечивающей сквозь арабески и пируэты. И наконец, россыпь «Бриллиантов» с Ульяной Лопаткиной во главе – поклон русскому императорскому балету и ее непостижимой царственности.