Уильям Кляйн. Фото для рекламной кампании дома «Ив Сен-Лоран». 1963.
Фото предоставлено Фотогалереей имени братьев Люмьер.
19.05–15.06. Выставка «William Klein. In Fashion. Фотографии 1956–1965 гг.» Фотогалерея имени братьев Люмьер.
═
Казалось, после завершившегося не так давно масштабного фестиваля «Мода и стиль в фотографии» тема гламурных снимков закрыта основательно и надолго. Ан нет – в четверг в Фотогалерее имени братьев Люмьер открывается приятная и со вкусом сделанная небольшая выставка Уильяма Кляйна. В России имя Кляйна, мягко говоря, не очень на слуху, хотя современники ставили его на одну доску с Хельмутом Ньютоном, Фрэнком Хорватом и Дэвидом Бейли.
Начинал он не как художник. В 1948 году 20-летний американский юноша поехал в Париж, где вскоре попал под сильное влияние Фернана Леже. И завертелось – увлечение идеями Баухауса, кинетические объекты, коллажи, абстрактная живопись и интерес к фотографии как к высокотехнологичному искусству. Посетивший его выставку тогдашний глава американского Vogue Александр Либерман предложил Кляйну контракт, и тот согласился.
Начав стандартно с фотопортретов роковых красавиц вроде Барбары Муллен или Анук Эме, тридцатых годов, Кляйн скоро пришел к гламурной фотографии как мы знаем ее сегодня – модель подчиняется жесткой линии выстроенного автором сюжета. У снимков Кляйна всегда графичный костяк: линии городского пейзажа, границы черной ткани и белой кожи, бесконечные вереницы отражений в зеркалах (этот фирменный кляйновский прием потом долго эксплуатировал Ньютон). Впрочем, за глянцевой биографией с работой в модных журналах и толпами посетителей на выставках всегда стояло второе дно – Кляйн был и остается довольно-таки отчаянным киноавангардистом, который еще в 1969 году вполне себе золотыми буквами вписал свое имя в историю кино ядовито-смешным фильмом «Мистер свобода», снял еще несколько опусов и хорошо порезвился на ниве рекламных роликов.
Нынешняя выставка в «Люмьере» – это Кляйн образцово-показательный. 26 сделанных им обложек журнала «Vogue» 1950-х годов -конечно, хороший повод и способ вспомнить историю фэшн-фотографии, но главный эффект выставки – косметический. В особенности действует на женщин. Сразу хочется держать спину, принимать красивые позы и выискивать по городу зебры пешеходных переходов, чтобы изящно их перебегать на глазах у восхищенной публики.