Инструмент аэрографиста – по сути, уменьшенная версия бытового краскопульта.
Для того чтобы попасть в студию художественной аэрографии, что в районе Красной Пресни, приходится пробираться через цеха обветшалого машиностроительного завода с суровыми охранниками на воротах. Шаги гулко отдаются в полутемном пространстве с выщербленными полами, тусклыми лампочками и гигантскими ржавыми прессами времен Второй мировой войны. Кучи индустриального мусора, обрезки металла, скрученная проволока. Ощущение, что из груды хлама послеядерной катастрофы вот-вот возникнет новый Терминатор. Вместо него два мирных пошатывающихся субъекта в комбинезонах лениво переругиваются на тему дороговизны жизни.
За неожиданно белыми раздвижными дверями – царство света, цвета, прохлады и музыки. Стеллажи уставлены рядами банок и баночек с красками, лаком и растворителем. Аэрографист Саша делает новый заказ. Сюжет он придумал сам, условное название – «Халявщики». За край крыла отчаянно уцепился лапами мультяшный двортерьер. Хлопая ушами на ветру, он мчится вместе с хозяевами на юг. От напряжения и страха у пса набрякли капилляры на глазном яблоке. Выглядит пугающе натурально.
═
Винни Пух для бизнесмена
═
– Два года назад в моде у клиентов были разные монстры, уроды, инопланетяне, и все они улетали на ура, – говорит один из мастеров. – Сейчас у народа проснулась тяга к более спокойным мотивам. Заказывают природу, зверушек разных, картины – например, Сальвадора Дали любят. Недавно приехал солидный человек на свежекупленном джипе и заказал нарисовать на нем Винни Пуха.
Когда стала популярной биомеханика, один клиент попросил изобразить на его «Саабе» что-нибудь необычное. В результате родилась металлическая муха-робот, которая присела на крыло. Рисовать металл – самое трудное. Ведь используется всего три цвета: черный, белый и голубой, а весь рисунок состоит практически из теней. За одну эту деталь заказчик заплатил 900 с лишним долларов.
═
Полгода на переговоры
═
Клиенты аэрографических мастерских – люди далеко не бедные, с доходом более двух тысяч долларов в месяц. Большинство из них мужчины, которые заказывают роспись автомобиля для себя любимого или в подарок женщине. Если машина семейная, это, как правило, вторая или третья по счету. Скажем, летняя, которую используют для отдыха в отпуске или поездок на пикник. Самое сложное – утвердить с заказчиком дизайн-проект, переговоры порой длятся до полугода. Сама же работа занимает от силы недели две.
Несмотря на высокие цены на аэрографию (от 400 долларов за деталь), этот бизнес не считается очень прибыльным. Дорого обходятся сами краски и хорошие художники. Плюс аренда помещения. Владелец ателье с двумя художниками даже при постоянном потоке клиентов не может себе заработать на квартиру. А вот в Санкт-Петербурге цены на аэрографию ниже процентов на тридцать.
Инструмент художников по автомобилям незатейлив: если обычный бытовой краскопульт уменьшить до размеров авторучки и сделать его блестящим и красивым, то он станет называться аэрографом и будет стоить 400–800 долларов. Делают их в основном я Германии и США, лучшими же считаются японские.
═
Танки и самолеты
═
Мотоцикл «BMW» ценой 30 000 долларов уже наполовину покрыт кожаными латами с элементами чеканки. У художника Паши своя особая техника исполнения – тиснение. Он рисует без эскиза и весь дизайн держит у себя в голове. Багажник из хорошо выделанной свиной кожи снят и стоит отдельно. Касаюсь его рукой и неожиданно ощущаю гладкость лакированного металла. Тоже аэрография! «Для меня главное – не рисунок, что живет на машине, а машина, живущая в рисунке», – говорит Паша.
Девушка Аня недавно закончила курсы художников-аэрографистов и теперь здесь стажируется. Для нее это первая ответственная работа. Зато сразу – самолет! Правда, маленький. Готовят его к чемпионату мира по авиамодельному спорту. «Второй год пытаюсь поступить в МАРХИ, но заваливаюсь на черчении.»
Суровый «Хаммер» принадлежит клиенту из бизнес-сообщества. По всему кузову прорисованы люки с нешуточными болтами и мощными заклепками. Как бы прорывающаяся из-под американской обшивки советская символика сверкает серпом, молотом и алым цветом. В общем, броня крепка и танки наши быстры.
═
Искусство ради денег
═
Рядом с этим бронепоездом японская машинка кажется просто букашкой. Цветок лилии отражается в глубокой синеве воды. Прозрачная капелька повисла на стебле и переливается в лучах солнца. На огромном зеленом листе кувшинки сидит лягушка. Кажется, вот-вот пучеглазая амфибия плюхнется, разобьет гладь водоема. Но некуда ей плюхаться – она нарисованная! Вся ее акватория на самом деле – лишь капот крошечного «Ниссана» с глазами-фарами навыкат. Это один из клиентов заказал подарок жене ко дню рождения.
Такие аэрографисты – настоящие мастера своего дела. Недаром к ним обращаются знаменитости с просьбой расписать боевые колесницы и выездные экипажи: от родственников Максима Галкина до байкера Хирурга, лидера «Ночных Волков», и музыканта Александра Кутикова из «Машины времени».
А для владельцев ателье аэрография – это прежде всего бизнес. «Все художники рисуют по машинам, чтобы заработать денег. А искусством может быть лишь картина, которая висит в галерее. И два столетия спустя она почему-то до сих пор привлекает к себе людей. Аэрография таким никогда не станет. Она преходяща, недолговечна и дорога».
Халявщик-двортерьер зайцем едет на юг.
Обстановка в мастерской менее всего напоминает студию═ художника.
═
Копейка на «копейке»
═
Надраенная до медного блеска копейка образца 1961 года лежит на капоте задрипанной «копейки». Копейка на «копейке»! Ностальгия в квадрате! На такую монетку во времена застоя можно было купить 60 спичек в одном коробке. А известной бережливости – скопить на 60 лошадиных сил, спрятанных под капотом «копейки» – детища советского автопрома с комфортом табуретки и обтекаемостью кирпича. Буйная фантазия аэрографистов соединила воедино два символа ушедшей эпохи. Теперь они вместе до самого конца жизни кузова.
Размер монетки впечатляет – с суповую тарелку. Зато ощутимо, зримо и заметно издалека! Прохожие замирают в восхищении, да и гаишники частенько останавливают владельца. Подойдут, недоверчиво потрогают, языком поцокают. Бывает так засмотрятся, что и документы забывают спросить. Кстати, один из важных аргументов в пользу нанесения аэрографии – ее противоугонный эффект. Считается, что такие машины слишком приметны и потому для угонщиков интереса не представляют.
═
Средние расценки на аэрографию в московских мастерских
═
Объем работ | Стоимость (долл. США) |
Графический рисунок без применения трафаретов | |
рисунок (до 90 кв. см) | 250–350 |
крыло/дверь | 400–500 |
капот | 500–700 |
мотоцикл (бак+2 крыла) | 350–550 |
автомобиль целиком | 3500–4700 |
Графический рисунок с применением трафаретов | |
цифры, буквы, рисунок (до 90 кв. см) | 350–450 |
крыло/дверь | 450–700 |
капот | 500–900 |
мотоцикл (бак+2 крыла) | 450–650 |
автомобиль целиком | 4000–5500 |
Художественный рисунок без применения трафаретов | |
рисунок (до 90 кв. см) | 400–650 |
крыло/дверь | 550–850 |
капот | 700–1100 |
мотоцикл (бак+2 крыла) | 550–750 |
автомобиль целиком | 5500–7000 |
Сложный художественный рисунок с применением трафаретов | |
рисунок (до 90 кв. см) | 700–950 |
крыло/дверь | 800–1100 |
капот | 900–1700 |
мотоцикл (бак+2 крыла) | 650–1100 |
автомобиль целиком | 7000–10000 |