Настоящий клоун обходится минимумом реквизита.
Фото предоставлено организаторами гастролей
27–28.04. Шоу Эвнера Айзенберга. Театральный центр на Страстном бульваре.
═
Искусство юмора – пожалуй, одно из самых сложных. Играть на внутренних ниточках, отвечающих за веселье, не скатываясь ни в пошлость, ни в заумность – примерно так видит свою задачу американец Эвнер Айзенберг, один из самых известных клоунов мира, который на днях собирается презентовать в Театральном центре на Страстном бульваре свое новое шоу «Эвнер-эксцентрик».
Недавно причисленный к членам Международного зала славы клоунов, Эвнер – ученик легендарного клоуна Жака Лекока. В свое время он обучался в школе Комедиа дель арте Карло Маццоне Клементи в Калифорнии. Свои выступления он охотно сдабривает элементами комедии дель арте, фарса, клоунады и эксцентрики в духе Чаплина, за что его одинаково любят жюри чуть не всех мыслимых цирковых и театральных фестивалей, включая Эдинбургский. Америка его обожает, европейская критика – уважает.
Ему 56 лет, и он убежден, что клоун моложе пятидесяти лет – это вообще не клоун, а на сцене нужно апеллировать прежде всего к умному (и взрослому) зрителю. Вообще Эвнер весьма активный и успешный шоумен – когда-то пробовал свои силы в кино, сыграв с Майклом Дугласом и Дэнни Де Вито в приключенческой киношке «Жемчужина Нила», снимался в телесериалах и играл в постановках на Бродвее.
Впрочем, как клоун он куда более коммерчески успешен и востребован. Сейчас Эвнер постоянно разъезжает с гастролями и устраивает ежегодную летнюю школу – своего рода пионерлагерь для клоунов на заброшенной ферме в Калифорнии, плюс к тому ведет мастер-классы для цирковых артистов и молодых актеров.
Не стала исключением и Москва – во вторник в Театральном институте им. Щепкина Эвнер провел тренинг для студентов театральных вузов, где учил их работать с аудиторией на клоунский манер – то есть ловить настроение публики, настраиваться на их волну, а потом выводить зрителя из привычных для современного горожанина равнодушия, депрессии и отсутствия вкуса к жизни через пантомиму хармсовского толка и демонстрацию фокусов, где важна не столько ловкость рук, сколько умение вернуть взрослого человека к состоянию ребенка, удивляющегося всему на свете. Студентам понравилось, а пройдут ли такие фокусы с нашими соотечественниками - покажет время.