Греческая принцесса Ольга восхищена пупсом-негритенком, которого позже купил представитель Фонда Гугенхайма.
С 7 по 10 апреля в торговом комплексе «Т-модуль» на Тишинской площади состоялось любопытное мероприятие, тесно связанное с жизнью российского антикварного рынка. Называлось оно «Блошиный рынок в Москве» и имело целью, по словам людей, близких к устроителям, приобщить нашу столицу к системе дешевых антикварных структур, успешно функционирующих в Париже, Лондоне и прочих европейских мегаполисах. Идея сама по себе благородная. Дело в том, что известный Измайловский рынок, пожалуй, слишком профессионален, то есть рассчитан больше на дилеров, покупающих с целью последующей перепродажи. Похожий рынок, открытый около платформы Марк Ярославского направления, малоизвестен, да и расположен слишком неудобно (достаточно сказать, что к нему и на машине не подъедешь, не то что на метро).
И все же ни на парижский Клинанкур, ни на лондонский Портобелло это пока не похоже. Хотя само место – Тишинский рынок – выбрано достаточно удачно. И расположено близко к центру, и на метро доехать можно, и парковаться есть где. Метроподъезд даже, пожалуй, важнее – ведь блошиные рынки изначально рассчитаны на то, что здесь можно купить весьма задешево некий предмет быта или, скажем, гравюру, которые и станут сувениром о посещении города, и непритязательно украсят быт. Конечно, устроители имели в виду и богатейшую историю рынка, некогда, еще в начале 90-х, бывшего культовым местом для создателей коллекций авангардной моды. На здешних развалах можно было купить все – от ламп и самоваров 50-х годов до стильных ботинок и платьев 30–40-х.
Беда в том, что от старой Тишинки ничего не осталось. Интерьер торгового комплекса, занявшего всю территорию бывшего рынка (кстати, в свое время одного из самых дешевых в Москве), претендует на хай-тек. Второй этаж, где на три дня поселился блошиный рынок, окружен довольно дорогими и пустоватыми бутиками, ведут к нему ступени из пафосного мрамора... На этом фоне в меру бедненько смотрелись витрины, предоставленные почему-то Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства. Явно не хватало участников для создания ощущения хоть какой-то массовости: было 24 экспонента – от изощренной студии Александра Васильева, покрытой черным ситчиком в веселеньких розочках, до брутальных костюмов космонавтов и Героев Советского Союза, предоставленных Сергеем Бугаевым («Африкой» из знаменитой «Ассы»).
И, конечно, не был настоящим западно-блошиным набор представленных предметов. У них это все же настоящий антиквариат, роясь в котором можно сделать собственные настоящие открытия. А у нас по большей части были новоделы, иногда весьма забавные, и стенды дизайн-проектов. Торговцев настоящими старыми вещами из ряда «блошиных» было очень мало. Навскидку можно назвать, пожалуй, лишь галереи Любови Шакс да Валентина Горлова, показывавшие качественное старье.
Подытоживая личные ощущения от попытки устройства в центре Москвы подобия блошиного рынка, могу сказать, что как идея это, несомненно, интересно и имеет право на реализацию. Но при всей личной любви к родной для меня старой Тишинке, не уверен, что это действительно «то самое место». В конце концов, там со временем даже расширяться будет некуда – кругом сплошные бутики.