0
2390
Газета Акцент Интернет-версия

30.03.2005 00:00:00

Проклятый город

Тэги: ярославль, город, любим


ярославль, город, любим Вечный огонь в Любиме.
Фото Владимира Захарина

Не доехать – не доплыть

 

Судя по www-энциклопедии, в Любиме должен быть аэропорт. Аэропорт?! Да над этим местом самолеты никогда даже не пролетали.

Попасть в Любим трудно. И это – верный признак правильного места. В такой город, конечно, можно добраться на собственной машине, но кому и зачем это может быть нужно?

Тут нет дач. Тут не курорт. Тут нет памятников истории. Тут не жили «деятели культуры». Делать в таком месте, кажется, решительно нечего. Кроме одного – здесь удивительно легко дышать. Воздух так чист, что, выйдя из автобуса, я через недолгое время почувствовал, что у меня начинает кружиться голова – от избытка кислорода. Акклиматизация заняла двое суток.

Междугородный автобус идет до Любима больше трех часов (из Ярославля). Точнее, три часа 45 минут через Данилов и три часа 10 минут через Середу. И этот автобус – старый «Пазик», который, фырча и разваливаясь на ходу, тащится со средней скоростью 40 километров в час – по бесконечной двухполосной трассе, мимо полей и лесов (чем ближе к Любиму, тем больше лесов), на которой чем дальше, тем реже попадаются встречные машины. И в конце концов за последний час пути их нет вообще.

 

Что есть в Любиме Чего нет в Любиме
газета интернет
гостиница ночной клуб
музей проституция
ресторан супермаркет
типография такси
хлебозавод телестудия
церковь ФСБ

 

Через местный вокзал проходит один поезд, но это такой поезд, ехать в котором не стоит никому. Потому что он принадлежит к классу тех поездов, которые ходят в зону и из зоны.

Совсем недавно Любим был тупиковой точкой на карте. Из него уже некуда было ехать дальше. После постройки новой дороги появился прямоезжий путь в Вологодскую область. Это подстегнуло рост местного хлебозавода, но никак не повлияло на местное сознание.

Местным жителям трудно представить человека, который запросто взял и приехал в Любим, не имея здесь ни родственников, ни связей. И потому люди, которые на это решаются, вызывают неподдельное любопытство и страх.

В местной гостинице, больше напоминающей общежитие, я был единственным постояльцем за неделю. И обустройство в ней больше напоминало дружескую беседу в прокуратуре, чем простую процедуру выдачи ключей.

 

Царь с птицей

 

«Щи будете?» – спрашивает радушная подавальщица из ресторана «Сокол» (вряд ли ее можно называть официанткой, потому что она и наливает суп, и разносит его). Четверг, вечер, я – единственный посетитель, и меня уже предупредили, что вообще-то ресторан закрыт, потому что готовятся к банкету на пятницу, но раз уж я пришел, то... Я получаю говяжий шницель в добавку к щам.

По стене скачет царь на коне с птицей в руке (коник косит добрым глазом). Откормленная рысь злобно крадется вниз по дереву, преследуя толстого зайчика. Белка – в человеческий рост – держит шишку, которой можно убить слона. Древнерусские мужик и баба (она – с обнаженной грудью) прикасаются друг к другу тыльными сторонами ладоней, а над ними – в вышине – две схематические птицы разлетаются в разные стороны. А две условные совы наблюдают за этим беспределом из дупла. Вся феерия вырезана из дерева и занимает стены сплошь – там, где только это возможно. При виде таких эпических картин владельцы ресторана «Дача» должны умирать от зависти, потому что русский стиль резьбы по дереву здесь, в Любиме, доведен до сюрреалистической концентрации.

Но мало кто видит всю эту красу. Потому что в Любиме в ресторан так запросто пообедать не ходят. А зачем, если до дома все равно можно добраться пешком. Поэтому в ресторане справляют только главные жизненные события – свадьбы. Богатые свадьбы.

 

Иван и казаки

 

Иван Грозный охотился в окрестностях Любима. С соколами. Так, во всяком случае, считает местная фантазия, окрестившая одну из местных рощ соколиной.

Последней войной, которая шла в Любиме, была русско-польская. Речь не о советско-польской кампании 1919–1920 годов, а о Смутном времени. Тогда один из отбившихся казацких отрядов – случайно, по пути в Вологду, – пожег-пограбил Любим.

Это и было самым большим бедствием в истории города – не считая, конечно, пожара, который случился в 9 часов утра 18 июля 1897 года. Тогда сгорели телеграф, почта, земская и городская управы, больница, аптека, богадельня, церковь, кожевенный и лесопильный заводы и множество жилых домов.

Расцвет Любима пришелся на XVI век. Все остальное – это закат, который длится вечность.

 

«Чайка» – не «Сокол»

 

В Любиме 2 пункта общественного питания. Кафе «Чайка» и ресторан «Сокол».

Пятница – ресторан на спецобслуживании. Значит, в пятницу я обедаю в кафе «Чайка». Обед стоит 30 с небольшим рублей (в то, что для меня «небольшое», здесь вписан салат из одного горького помидора), а меню расписано до копеек. Но обедают здесь обычно лишь приезжие торговцы. Местные здесь пьют.

«Чайка» – не «Сокол». Это совсем другое место. Диалог двух мужиков-алкашей (в молчаливом присутствии испитой блонды) за соседним столиком напоминает о романах русских классиков. Вот он (дословно):

– Какое право она имеет нас судить?

– А какое право ты имеешь ее судить?

– Убью!

– Они лишили тебя свободы, а ты их хочешь – жизни. Бог дал жизнь. Он и может ее отнять. Есть Бог и есть сатана. Ты кто – сатана?

– Ребенок украл баночку тушенки или варенья, и его – на три года. А наши олигархи сколько воруют – и ничего.

– А ты имеешь право судить?

– А какое право они имели меня судить?

И по новой, пошли-поехали талдычить про суд божий и суд людской. Здесь история навеки застыла на темах Достоевского.

 

Ни сыто, ни голодно

 

Монаха Геннадия из Любима прогнали. Было это в 1529 году, но день его изгнания навсегда отпечатался в памяти поколений. Как гласит молва, Геннадий пожелал поселянам на веки вечные «быть ни бедными, ни богатыми, ни сытыми, ни голодными».

Уйдя из Любима, Геннадий отошел недалеко – в 25 верстах он основал монастырь, на озере Сурском. Со временем его признали святым. А образ Геннадия Любимоградского много раз обносили вокруг города в прошлом – то после пожара, то чтобы предупредить холеру, а то и просто – по праздникам.

Единственную книгу об истории Любима написал Владимир Лаврович Орлов, потомок местных священников. «Любим как стоял с незапамятных времен в таком своем виде, так и будет незыблемо стоять без конца. Люди как жили, так и будут жить. В нем всегда было три тысячи жителей и пять церквей». И правда – в городе до сих пор пять церквей, ни одной не снесли (но лишь одна осталась действующей). Жителей, правда, прибавилось – вдвое.

А монастырь Геннадиев возрождается. Но добираться до него не многим легче, чем в XVI веке.

Любим–Москва

 

Краткая хронология Любима

 

До 1379 Сильвестр основывает монастырь на Обноре, в 20 верстах от нынешнего города.

1529 Геннадий основывает монастырь на озере Сурском, в 25 верстах от нынешнего города.

1538 Царь Иоанн Васильевич (Грозный) распоряжается о построении крепости на стрелке Учи и Обноры.

1560 Первое летописное упоминание о Любиме, город выделен "на прожиток" Вильгельму фон Фюрстенбергу, захваченному в плен магистру Ливонского ордена (1500 – июнь 1568).

1612 Отряд казаков, пробиваясь к Вологде, по пути сжигает Любим.

Июль 1897 Большой пожар начался в сенном сарае дворянина Михайлова; сгорело полгорода

Июль 1910 Вспышка холеры в Закобякинской волости Любимского уезда.

Июль 1919 Первый Осецкий мятеж (центр – село Закобякино).

Февраль 1920 Второй Осецкий мятеж (центр – село Закобякино).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
849
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1061
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
965
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
958

Другие новости