Эта пара неразлучна в театре: Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
06.03. Премьера. «Мисс Жюли». Театр на Малой Бронной.
Андрей Житинкин утверждал, что кич – веяние времени. Он был последним главрежем Театра на Малой Бронной. Сегодня в Театре на Малой Бронной сеет и веет кто хочет: в театре нет главного режиссера, есть режиссеры приглашенные.
Режиссером на очередную постановку приглашен – ни много ни мало – Андрей Кончаловский. Его талант театрального режиссера московская публика распробовала в прошлом году на фестивале «Черешневый лес»: тогда была представлена чеховская «Чайка», и роль Нины Заречной сыграла молодая жена режиссера, актриса Юлия Высоцкая. Спектакль был сконцентрирован вокруг Нины заслуженно: Высоцкая – хорошая актриса.
Пьеса Августа Стриндберга «Фрекен Жюли» в свое время, сто лет назад, была провозвестником «новой драмы». С тех пор термин нагрузили тысячью новых идей, а за «Фрекен Жюли» осталась слава гимна феминизму (с трагическим финалом) и бенефисной пьесы для молодой актрисы (редкая вещь). Сюжет укладывается в две строчки: мезальянс до добра не доведет. Графская дочь фрекен Жюли на Иванову ночь путается с лакеем, а тот, наигравшись, застыдил и заморочил девушку до смерти.
Лакея играет Алексей Гришин, табаковский актер, о котором Олег Павлович говорит так: «Мужественен в достижении цели. Авантюрность, свойственная его характеру, может создать для него проблемы». Высоцкой, девушке тоже вполне авантюрной, должна быть интересна пикировка с таким соперником. Как умная и красивая Высоцкая выпутается из предложенного режиссером клубка, сплетенного из трагедии, мелодрамы и «американских горок» по классовой лестнице, ужасно интересно. Думается, что с достоинством: в свое время Высоцкая, еще не ставшая ведущей популярной телепередачи для домохозяек «Едим дома», окончила London Academy of Music and Arts, а в Минском театре имени Янки Купалы играла в остросоциальной пьесе Осборна «Оглянись во гневе» и в пьесе Ионеско «Лысая певица». То есть девушка вроде как и за каменной стеной мужа-режиссера, но и сама себя в обиду не даст: своя голова на плечах имеется. Не исключаю, что и в замене «фрекен» на «мисс» в названии Высоцкая тоже поучаствовала: все-таки ей играть, и либо фрекен с тяжкой и жаркой истерией, выращенной в размеренной скандинавской глуши, либо космополитичную мисс с признаками депрессии, свойственной девушкам на выданье. Последний вариант представляется более кассовым.
В премьерной постановке 1889 года роль Жюли сыграла жена драматурга Сири фон Эссен. Спектакль нашумел чрезмерным физиологизмом, так что пьеса была под запретом цензуры до 1906 года. Сегодня в это невозможно поверить – текст крайне целомудрен. Для московской публики важна другая интрига: всякая совместная работа светской пары Кончаловский–Высоцкая – отдельный спектакль, изящная дуэль, вынесенная за сцену. Люди с тонким слухом и острым зрением услышат и увидят ее результаты из своего зрительского кресла.