Кадр из фильма Франческо Аполлони «Делай, как мы».
25.02–04.03. Фестиваль нового кино Италии. Музей кино.
Фестиваль итальянского кино в Москве проходит вот уже восьмой год. Его программа обычно включает в себя чуть меньше десятка фильмов – в основном малобюджетные ленты многообещающих дебютантов, которые обычно так и не выходят на большой экран.
Качественное, скромное, интеллигентное и очень искреннее кино. До ослепительных высот итальянского неореализма ему далеко, тут скорее уместно определение «неогуманизм». Откроется московский фестиваль показом недавно восстановленного фильма «Адуя и ее подруги», созданного Антонио Пьетранджели в 1960 году. Снятая на черно-белую пленку история об обитательницах борделя, этакий перифраз купринской «Ямы», – на самом деле оборачивается рассказом о сложной гамме серых оттенков, которыми окрашено существование итальянских жриц Венеры, и попыткой понять, как дошли они до жизни такой.
В программе заявлены действительно хорошие фильмы. «Любовь Марьи» Анны Риитты Чикконе – в начале семидесятых девушка из Финляндии и сицилиец уходят в коммуну строить мир во всем мире. Прошли годы, бывшие хиппи постарели, и мир мечты ищут теперь их дети. «Беглец» Андреа Манни снят по реальным событиям из жизни соавтора сценария Массимо Карлотто – в 19 лет его обвинили в преступлении, по которому он сам вызвался быть свидетелем – потом шесть лет тюрьмы, пять лет в бегах и 11 судебных процессов (длившееся 18 лет «дело Карлотто» завершилось только в 1993 году).
А для острастки стоит, пожалуй, сходить на фильм Давида Гриеко «Евиленко». Место действия – Советский Союз, время – конец восьмидесятых, и молодой следователь ловит школьного учителя, который изнасиловал, убил и сожрал пять десятков детей. Судя по тому, что в роли каннибала снялся Малькольм Макдауэлл, а музыку к «Евленко» написал Анджело Бадаламенти, композитор чуть не всех фильмов Дэвида Линча, фильм обещает быть не лубочной чернухой из нашего недалекого прошлого.