Праздник соцтруда в Большом театре. Танец машин на фоне серпа и молота.
Фото Виктора Сенцова
25–26.02. Балет «Болт». Большой театр.
═
Грядет столетие со дня рождения Дмитрия Шостаковича. К юбилею Большой театр взял социалистические обязательства – поставить все три балета композитора. Один из них – «Светлый ручей» – был сделан два года назад и уже получил множество театральных наград. Другой – «Болт» – готовится к премьере.
Хореограф Алексей Ратманский всерьез намерен доказать, что история о вредителе, подложившем болт в станок, вполне пригодна для спектакля сегодняшних дней. А Большой театр восстанавливает историческую репутацию балета, поставленного 75 лет назад в Ленинграде и загубленного передовой общественностью: тогда приглашенные на генеральную репетицию пролетарии вынесли вердикт «это просто издевательство», и «Болт» тут же сняли с репертуара.
Авторы первой постановки от души хотели создать актуальный балет о современности. Действие происходит на огромном заводе в конце 20-х годов прошлого века. С одной стороны, тут трудятся передовые комсомольцы, с другой – без пользы тратят рабочее время сомнительные элементы. Вокруг завода кипит жизнь, переполненная не только социалистическим энтузиазмом, но и всяческими бюрократами и соглашателями. Сочные картинки нравов развертываются то на производстве, то в пивной. В финале задуман грандиозный дивертисмент Красной Армии.
В нынешнем балете задуманы «танцы машин», огромный болт зажат в объятиях серпа и молота, движущиеся деревянные фигуры роботов-рабочих в три человеческих роста управляются по радио.
Прямая сатира, заложенная и в музыке, и в сюжете старого «Болта», Ратманским не приветствуется. Хореограф хочет уйти от жанра агитационной открытки и не желает делить персонажей на положительных и отрицательных. Так что танцы передового бригадира Бориса имеют несколько «уличный» оттенок, а поведение главного хулигана Леньки Гульбы похоже скорее на шалость, чем на бандитизм. А поскольку между двумя парнями встревает некто Ольга, секретарь заводской комсомольской ячейки, которую оба героя любят, то не миновать тяжелого конфликта личного с производственным.