Коломенская колокольня вечером освещена не хуже ее московских сестер.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Коломна – живописный уголок Подмосковья. Ведь тут в Оку впадает Москва-река. Тут производят медовуху, а в ресторане подают бычьи яйца. И вдобавок Коломна – один из самых крупных городов области (здесь даже ходят собственные троллейбусы и есть своя галерея современного искусства). Исторический центр Коломны сегодня выглядит гораздо приличнее, чем в большинстве подмосковных городов: есть в этом райцентре богачи, которые постепенно выкупают дома близ реки, расположенные неподалеку от кремля, и содержат их в чистоте. Да и недавний большой праздник (в 2002 году Коломна отмечала 825 лет со дня основания) способствовал украшению города. Одно плохо – центральная местная гостиница была и остается уродливым советским монстром со сквозняками и хамством.
Автогонки – одно из самых занятных приключений, возможных в Подмосковье. Коломенский мэр – большой поклонник авто- и мотоспорта и, бывает, сам открывает соревнования, а местные гонщики славятся на всю Европу. Ралли-рейд по Коломенщине (в котором принимал участие и автор этой статьи) – незабываемое зрелище, особенно с вертолета: несколько десятков джипов одновременно месят грязь, бывает что и переворачиваются. Но и внутри джипа, особенно когда он несется с горки прямо в речку, сидеть довольно интересно. Главное, чтобы нашелся полноприводной джип и любители гонок, которые готовы взять к себе в машину (настоящие спортсмены этого никогда не сделают, потому что каждый килограмм лишнего веса для них имеет значение).
Бобренев монастырь – место, от которого открывается потрясающий вид на старую Коломну. К сожалению, переправа через реку фактически не предназначена для автомобилей, так что добираться от города к Богородице-Рождественскому монастырю нужно либо через дальний объезд, либо пешком. Зато, перейдя через стремительно текущую Москву-реку, можно обернуться назад и увидеть старинный город во всей его красе. Сам монастырь не так хорош, как этот вид: забавна «масонская» монастырская ограда, выстроенная безвестным подражателем Баженова, собор и церковь довольно уродливы, зато монахи крайне радушны и, радуясь редким гостям, готовы говорить с ними часами.
Локомотивный завод прославился недавно тем, что на нем побывал Путин. Но знаком каждому россиянину этот машиностроительный гигант совсем по другой причине – именно здесь выпускают большинство российских тепловозов. При предприятии работает собственный музей, который тоже посещал президент. Это один из самых любопытных заводских музеев России.
Маринкина башня не имеет себе равных. У нее 20 граней, ее высота 31 метр, и при въезде по главной городской улице она производит даже более сильное впечатление, чем ее московские сестры: просто средневековый итальянский замок, а не Россия чудятся где-то вблизи, под ее мощной защитой. Увы, замка нет. По преданию, в этой башне была заточена и погибла Марина Мнишек. По другой легенде, колдунья Маринка обернулась сорокой и улетела через окно-бойницу.
Успенский кафедральный собор был основан накануне Куликовской битвы. Именно в Коломне молился князь Димитрий о победе. И здесь до времен Ивана Грозного находился образ Донской богоматери. Но современное здание построено в середине XVII века, икона ныне хранится в Третьяковке. А с древностью собор связывает только то, что в Коломне, как и прежде, находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского, по традиции управляющего Московской епархией (Крутицкий митрополит – преемник епископов, которые до второй половины XIV века сидели в Сарае, столице Золотой Орды). В престольный праздник коломенский архиерей служит в соборе.
Коломна–Москва