Путешествие человеческого разума в глубины компьютерного подсознания. Лоренцо Пиццанелли. Проект «Иконоборческая игра».
Изображение предоставлено Центром современного искусства М’АРС
26.01–28.02. Второй Международный фестиваль цифрового искусства Art Digital 2004. Центр современного искусства М’АРС.
═
Подходит к концу январь 2005 года, а в названии открывшегося позавчера фестиваля фигурирует год 2004-й, что, вообще говоря, выглядит несколько странным. На самом деле все нормально. Первый фестиваль прошел в 2003 году. Тогда событие было приурочено к открытию нового здания в Пушкаревом переулке и ставило целью поразить посетителей новаторством и позволить современным художникам самовыражаться на широких пространствах центра. Второй должен был пройти в декабре минувшего года, но грех было не подверстать его под нынешнюю Московскую биеннале. Отсюда и путаница.
Похоже, искусство опять становится синкретическим, сводя воедино математику, музыку, фотографию и рисунок. Корнями компьютерная эстетика уходит в сюрреализм, она так же играет реальностями и воображением потребителя художественных объектов. «Я кликаю, следовательно, существую» – переосмыслив декартовское изречение, авторы, участвующие в проекте, предложили иное видение назначения человека. Мировоззрение современных людей они определяют как «кризисное восприятие мира». Понятно, что искусство не остается в долгу и тоже меняется. Сегодня Art Digital берет на себя задачу научить зрителей игре в бисер – через принты на холсте и на бумаге, лазерные проекции и видеоперформанс, интерактивные игры.
Выставка соберет под одной крышей творческих людей со всего света – Америки, Китая, Европы, приехали Дин Роберт и Менгбо Фенг. Наши тоже будут – Мизин и Шабуров (куда ж без них), Шутов, Аввакумов и прочие. Любопытствующим иностранные авторы покажут мастер-классы и проведут семинары. Для осуществления идеи задействовано сложное техническое обеспечение, но главной задачей была не демонстрация возможностей современной техники, а воплощение искусства посредством новых средств.
Зрителю уготована роль участника всего происходящего, а не просто пассивного созерцателя, как частенько случается. Из особо выдающихся проектов советуют посмотреть на «Deisis/Предстояние» Худякова, который недавно выставлялся в Третьяковке. Художник фотографировал людей высокочувствительной камерой и с помощью компьютерного монтажа накладывал изображения друг на друга – в итоге получалось изображение исторического персонажа. А вот абсолютным хитом, видимо, станет «Черный квадрат» от интернациональной группы «Симбиотика». Где-то в Северной Америке, вроде бы в Калифорнии, сидит мышь. Обычная белая лабораторная мышь, которой показывают обычную репродукцию, соответственно, картины Малевича. Мышь что-то себе об этом – а может быть, не об этом – думает, а мы в Москве смотрим на экран, где нарисованная рука вычерчивает линии энцефалограммы, снятой с мышиного мозга.