17.12.04 – 23.01.05. Выставка «Русский Мюнхен». Третьяковская галерея.
Мюнхен – город, в котором можно спокойно пить крепкое пиво и чувствовать себя при этом европейским интеллектуалом. Именно за это свойство Мюнхен любили и любят русские.
Кроме «Пауланер вайсбир дункель» в Баварии есть еще много достопримечательностей. Стоит вспомнить Королевскую академию (она в Мюнхене появилась в 1770 году), Глиптотеку (собрание антиков, открытое для публики с 1830 года), Пинакотеку (художественный музей, построенный в 1836 году и хранящий сокровища старой немецкой живописи), и будет понятно, почему в Мюнхен стремились и стремятся просвещенные знатоки искусства. А если дополнить это краткое описание тем непреложным фактом, что Новая Пинакотека была первым в мире музеем современного искусства (ее торжественно открыли 25 октября 1853 года), тогда станет ясно и то, почему в конце XIX – начале XX века Мюнхен ценили не меньше, чем Париж.
Русские приезжали в Мюнхен пить пиво и учиться. В середине позапрошлого века они сидели по музеям и копировали древности. Потом пошла серьезная работа: Василий Кандинский занимался в Мюнхенской академии художеств у Франца Штука. Кроме Кандинского в этой же академии получали образование такие разные мастера, как Давид Бурлюк, Леонид Пастернак и Сергей Меркуров. Но еще чаще русские посещали частные художественные курсы – особенно популярны были школа Шимона Холлоши и студия Антона Ашбе. У Ашбе (кроме Кандинского с Бурлюком) учились Грабарь, Петров-Водкин, Явленский. Браз и Удальцова учились у Холлоши.
С начала ХХ века и до Первой мировой войны русские так или иначе принимали участие в самых авангардных баварских группах. «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909), «Синий всадник» (1911) не обошлись без наших соотечественников. В центре новой выставки – работы русских участников этого последнего объединения. Его вождями были Василий Кандинский и Алексей Явленский.