18–21.12. Фестиваль чешского документального кино. Музей кино.
Название неудачное. От словосочетания «чешское документальное кино» ждешь не чудес и откровений, а каких-нибудь очередных черно-белых кадров с Пражской весной. По-хорошему, конечно, это событие стоило бы обозначить как «фестиваль неигрового кино», потому что на самом деле в ближайшие четыре дня в маленьких зальчиках на Красной Пресне будут крутить отчаяннейший авангард, по степени интеллектуальной сложности сравнимый разве что с британским.
Фестиваль – это крепко спаянная программа из шести фильмов, так или иначе рассказывающих о том, что творилось в Чехии после падения коммунизма, – о смуте в стране и смятении в душах. Программу составили в европейском Институте документального фильма и собираются некоторое время катать ее по Европе и США в показательно-просветительских целях, как катали свои выставки передвижники. В Музее кино начнут с показа фильма «Bohemia docta».
«Bohemia docta» – третья лента из тетралогии Карела Вахека «Маленький капиталист». Это микс из разговоров об искусстве, философии и политике, где нить повествования, как во время диссидентской пьянки на кухне, прыгает от Данте к Марксу, а видеоряд отсылает то к «Славянскому эпосу» Альфонса Мухи, то к плакатам, которыми чехи обклеивали опустевшие постаменты памятников Сталину.
«Ключ к распознаванию гномов» – комбинированный кинопродукт совершенно в беккетовском духе, рассказывающий о режиссере Павле Юрачеке. В частности, о том, как он снимал в 1969 г. свою жесткую политическую сатиру по мотивам «Путешествий Гулливера» – разумеется, на экраны тогда так и не выпущенную.
Замыкает фестиваль лента «Вторая жизнь Лидице». Это неспешный и глубоко неврастеничный фильм о деревне, которую немцы уничтожили в 1942 г. после покушения на Гейдриха, о том, что такое рефлексия длиною в шестьдесят лет, и о том, как разные режимы использовали эту чешскую Хатынь в своих целях.