12–13.12. «Нора». Театр имени Моссовета
13–14.12. «Концерт по заявкам». Центр имени Мейерхольда.
Томас Остермайер за последние три года стал главнейшей фигурой театральной Европы. Потому, что сумел создать новый социальный заказ на актуальный театр, рассказывающий о сегодняшнем дне, и – одновременно – сумел соответствовать этому заказу. Остермайер – человек моложе сорока, руководитель крупного берлинского театра «Шаубюне».
Прошлым летом, после отмены Авиньонского фестиваля, французские газеты писали об Остермайере, который что-то весело насвистывал и деловито разъезжал по Авиньону на велосипеде в спортивном костюме, как о единственном оставшемся оптимисте. Остермайеру же просто надо было получше присмотреться к городу, который нынешним летом попал в его временное владение и был реанимирован к жизни. Впервые пост художественного директора крупнейшего французского театрального фестиваля был доверен нефранцузу. Остермайер не преминул воспользоваться возможностью и привез не только много своих соотечественников, но и четыре собственных спектакля.
Москва увидит два спектакля из авиньонской четверки – один очень хороший, «Нора», на который надо идти обязательно, и «Концерт по заявкам», или «Концерт а-ля карт», на который надо идти, если вам не досталось билетов на «Нору» (тем более что замечательная актриса Анн Тисмер задействована в обеих представлениях). А их может не достаться, несмотря на дороговизну (самый дорогой билет на «Нору» стоит 2000 рублей, то есть в два раза дороже самого дорогого билета на «Нору» в Авиньоне, куда съезжаются театралы со всего мира).
Жанр социальной истерики соблюден в обоих спектаклях. Только в «Норе» он сплавлен с ибсеновским сюжетом, перенесенным в наши дни. Наша современница Нора – богатая женщина, живущая в роскошном пентхаусе с мужем и детьми. И эта жизнь с каждым днем ей все меньше нравится. Красивый аквариум с рыбами в итоге выполнит свою роль ружья, и вода в нем окрасится алым, и Нора будет свободна, заплатив за свободу свою цену. А что бывает с женщинами, совершившими преступление, можно узнать из спектаклей московского «Театра.док».