Фестиваль «Россия – Италия. Сквозь века» – одно из главных культурных событий 2004 года в Риме. Он проходит с 1 октября 2004 года по 12 января 2005 года.
Цепь из нескольких десятков русских мероприятий протянута по всему городу. Так, на прошлой неделе римские книгочеи могли посетить поэзоконцерт Дмитрия Пригова в местном книжном магазине, эстеты – посмотреть выставку Ильи и Эмилии Кабаковых в «Национальном музее искусства 21 века», а гурманы – попробовать «Царские» блины с черной икрой, блины «Душка» с мармеладом или шоколадом, а также пирожки и пышки, приготовленные при участии поваров местной «Русской чайной комнаты». Ведущие итальянские газеты с придыханием пишут о Валерии Гергиеве (в прошлую пятницу, 3 декабря, в вечном городе триумфально прошел концерт оркестра Мариинского театра под его руководством) и готовятся к приезду московского цирка на льду «Алеко» (кто-то из римлян даже встретит Новый год под русские ледовые пляски). Фестиваль открылся в начале октября выставкой «От Джотто до Малевича» на Квиринальском холме и завершится уже в новом году русской кинонеделей («72 метра», «Прогулка», «Свои» и так далее).
Фотоманы в Риме могут увидеть три выставки, привезенные Московским домом фотографии. Игорь Мухин – признанный лидер московской фотошколы. В конце восьмидесятых Мухин был одним из тех мастеров, которые смогли найти новый взгляд на новое поколение. Сегодня он уже классик. «Поколение next» – его выставка, открытая в римском «Аудиториуме». Рядом показывают «Цирк» Родченко и исторический проект «Русские застолья». Разговоры о кухне в Италии – обязательная часть светской жизни, так что и эта выставка архивной фотографии находит своего зрителя.
Рим – город, где история всего мира спрессована в один плотный комок. При этом одни эпохи наплывают на другие, не мешая друг другу: Марк Антоний и Адриано Челентано сосуществуют в пространстве культуры. Посреди римских развалин проходят технодискотеки, а среди лиц улицы до сих пор попадаются такие же гордые профили, как на древних монетах.
Фестиваль «Россия – Италия» в точности отвечает римскому характеру. Он разнообразен, как сам вечный город. И выступление квартета «Московская балалайка» (среди музыкантов – Юрий Путин, бас–балалайка) обязательно находит свою публику – так же, как и бенефис мастера-повара Владимира Островского. Хотя, конечно, это не та же самая публика, что пойдет на концерт тувинской певицы Саинхо Намчилак.
Дружба Владимира Путина с Сильвио Берлускони обернулась приятным для всех римлян сюрпризом. Фестиваль «Россия – Италия» – самая важная презентация русского искусства за рубежами Родины в 2004 году. И его программа разнообразна так, как никогда дотоле. В обычный «экспортный» салат (Гергиев, блины, балалайки) добавлена острая приправа современной культуры (Пригов, Саинхо, Мухин).
Рим–Москва
Грустный клоун Карандаш еще не знает, что станет «выездным». Фото Александра Родченко предоставлено Московским домом фотографии |
Искусство дрессуры в СССР достигло невероятных высот. Фото Александра Родченко предоставлено Московским домом фотографии |
Этот образ «Поколения next» стал одной из самых знаменитых российских фотографий конца прошлого века. Фото Игоря Мухина предоставлено Московским домом фотографии |
Советский цирк умел делать чудеса. В Италии, где до сих пор полно коммунистов, эти чудеса умеют ценить по достоинству. Фото Александра Родченко предоставлено Московским домом фотографии |