C 27.11. Выставка «Пармиджанино через века и искусства». ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Пармиджанино – ярчайший представитель итальянского маньеризма. В Пушкинском музее открыта выставка его рисунков и офортов.
Обычно имена новаторов хорошо известны, их заслуги превознесены ценителями до небес, растиражированы и распространены. Однако кому-то суждено стать признанным королем, а кто-то, свершив открытие, остается в тени и тонет в последующих веках. Пармиджанино (Франческо Маццолу) помнят, хотя вряд ли можно сравнить его известность в России с известностью того же самого Леонардо да Винчи.
Франческо Маццола увлекался музыкой, потом живописью, последняя страсть, алхимия, заточила художника в тюрьму и погубила его в возрасте 37 лет. Виртуозность, легкость и оригинальность кисти Пармиджанино заметны уже в его ранних работах. Не каждый, пожалуй, додумался бы нарисовать свой портрет в виде искаженного отражения в зеркальном шаре. Двадцатилетний Франческо решил уехать из родной Пармы в Рим учиться у великих мастеров и прихватил с собой именно такой «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524). Картина пришлась ко двору, папа Климент VII был удивлен и оценил картину по достоинству. Пармиджанино надеялся на заказ, но в силу обстоятельств нашествия солдат императора Карла V испанского ему пришлось отправиться в Болонью, а после вернуться в Парму.
Гармония и упорядоченность Возрождения притягивали художника, скорее, как база, основа, от которой можно было бы оттолкнуться и больше не вспоминать. Во всех его работах присутствует неприкрытая чувственность, рассчитанная на утонченный вкус аристократии. Изысканность, пластичность линий акцентирует внимание на нарочитых деталях и в то же время словно создает ощущение вневременных образов, теряющихся в бесконечном количестве штрихов. «Столь изысканными, грациозными и одновременно точными были его творения, что восхищенный зритель не мог отвести от них глаз», – отзывался о художнике писатель и гуманист Людовико Дольче. Правдивость подобного утверждения смогут проверить посетители новой выставки.
В Пушкинском музее представлено около 140 экспонатов: офорты и рисунки принца маньеризма, а также предметы декоративно-прикладного искусства: фарфор, майолика, эмали из собраний Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Экспозиция делится на две части: в первой показаны собственноручные произведения художника, во второй – работы мастеров европейского искусства, на творчество которых Пармиджанино оказал немалое влияние (Якопо Каральо, Жюлио Боназоне, Антонио да Тренте, Николо Вичентино и другие художники XVI–XVIII веков).