Умение красиво бриться топором обязательно для современного хореографа. Жозеф Надж. «Дневник неизвестного.»
Фото Лорана Филиппа предоставлено Французским культурным центром в Москве
01–05.12. Фестиваль современного танца «Цех». Театр Луны.
01-02.12. Моноспектакль Жозефа Наджа (Франция). Театральный центр имени Мейерхольда.
═
Фестиваль «Цех» уже не первый год заботливо пестует современный танец. Ежегодно его организаторы собирают данс-команды со всей России и ближнего зарубежья. Меняя сценические площадки, «Цех» не меняет концепции – в проекте может участвовать любой коллектив, который этого хочет (организаторы, правда, отсеивают заведомо самодеятельных товарищей, да и то не всегда, потому что задача «Цеха» – не достижение наивысшего качества, но смотр ежегодных возможностей). В «Цеху»-2004, кроме россиян, заявлены танцоры из Белоруссии и Узбекистана (от четырехминутной «Сказки для взрослых» из Витебска до часового «Прошения» из Ташкента). Неизвестные в Москве творцы выступят на равных с мэтрами.
Открывается «Цех» спектаклем Кинетического театра Саши Пепеляева – мастодонта российского «современного танца». Опус под названием «Сеанс одновременной игры» – рефлексия на шекспировские тексты. Параллельные сюжеты «Отелло», «Гамлета» и «Ромео и Джульетты» смешиваются в некую «высшую пьесу».
Петербургская труппа «Игуан» привезет «Noise & Silense». В этих «настроенческих» этюдах сначала выступает настоящая классическая балерина, изображающая Лебедя, а потом всячески гнутся мальчики и девочки в брюках, свитерах и даже трусах. «Игра в декаданс» от петербургской компании «Кэннон данс» основана на авторской иронии в адрес слова «декаданс», как оно трактуется в советском словаре 1955 года: «упадок и разложение буржуазной культуры». Екатеринбургская команда «Киплинг» покажет «Не Жизель» – грустное размышление на музыку «Кармен-сюиты» с темой «Почему рекомендации глянцевых журналов по уходу за собой не прибавляют женщине счастья?». Самый сложный вопрос задает Челябинский театр современного танца: «Знает ли жизнь английская королева?» Вопрос (и название спектакля) взят из «Энциклопедии русской души» Виктора Ерофеева: «Жизнь – суровая, сумрачная стихия. Шаг влево, шаг вправо – и жизни уже не знаешь. Английская королева вовсе не знает жизни».
В эти же дни в рамках театрального фестиваля NET выступит Жозеф Надж. Тем, кто следит за московским театральным процессом, французского хореографа и танцовщика представлять не надо. Достаточно сказать, что московские обозреватели (и драматические, и балетные) дважды называли постановки Наджа лучшим зарубежным проектом театрального сезона. На этот раз любимец критики не привозит свою труппу из Хореографического центра Орлеана, он приедет один, чтобы показать спектакль «Дневник неизвестного». Надж и на самом деле инсценировал дневник – свой собственный. Впервые за пятнадцать лет соло хореографа и танцовщика критики называют «многоликим автопортретом»: в зеркале воспоминаний автора отражается причудливое безумие эпохи. Как всегда у Наджа, зрелище существует на стыке искусств – то ли танец, то ли «физический театр», то ли «драмтеатр без слов».