Николай Фоменко – смехач со стажем.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
26–28. 12. Фестиваль «Стенд-ап комеди». Клуб на Брестской.
═
Новое – не всегда хорошо забытое старое, но почти всегда что-то старое да напомнит. Помню, например, в детстве меня впервые накормили мороженым, спросили: «Ну, как?» – «Как манная каша», – по рассказам родителей, невесело ответил я. В Москве пройдет фестиваль стенд-ап комеди, жанра, хорошо знакомого жителям Лондона и Нью-Йорка, но не московской публике.
Хотя – если объяснять подобное подобным – можно, вероятно, сказать, что стенд-ап – это как Гришковец, но еще живее и с непременной реакцией на состояние публики. То же самое, но в постоянном диалоге с нею. Как Жванецкий, как Райкин, но – без «четвертой стены». Жванецкий как раз иногда откликается на происходящее в зале, выступая перед особенно дорогими ему людьми. Скорей же это можно было бы сравнить со старыми советскими конферансье – Гаркави, например, или другими, не менее знаменитыми, – из тех времен, когда существовала целая традиция болтовни перед публикой. Хотя задача конферансье – заполнить паузу, а актеры стенд-апа – сами по себе, публика платит только за их болтовню.
Для первого фестиваля выбрали таких разных людей, как, скажем, Николай Фоменко и Ольга Лапшина. И – как ни странно это прозвучит – здорово, что в самый последний момент кто-то вдруг сходит с дистанции (не важно, по каким причинам): страшно вдруг нырять в то, чему нет никаких оснований.
Итак, считается, что стенд-ап – это самый примитивный, самый простой театр, в котором на сцене находится один человек и между ним и публикой нет «четвертой стены». На таком представлении комик имеет право обращаться к публике, задирать ее, комментировать то, как она одета и что она делает. А публика, в свою очередь, имеет возможность и право комментировать то, что делает артист, и выражать свое удовольствие или неудовольствие тем, что он делает. Судя по афишам и телепрограммам, смеховая культура, которая была единой для единого народа еще 20 лет назад, сегодня, когда общество дифференцировано, обращается только к одной части населения. «Стенд-ап комеди», возможно, поможет создать такую смеховую культуру для среднего слоя. Организаторы предложили правила игры разным людям, но каждый из них в итоге правила игры понял по-своему.
Псой Короленко с товарищем по имени Коллективное БеЗсознательное будут комментировать своим спектаклем ту самую советскую смеховую эстраду, на которой мы все выросли. Елена Морозова и Сергей Фролов сделают спектакль о семейной жизни. Ольга Лапшина представит саму себя и поднимет вопрос медийности и немедийности. Николай Фоменко покажет два спектакля, о содержании которых пока предпочитает молчать.