Витальная сила танцоров прорывается даже сквозь броню строгого костюма.
Фото Гади Дагон предоставлено «Батшева данс компани»
6–7.10. Балет «Анафаза». Гастроли «Батшева данс компани». ГЦКЗ «Россия».
═
«Анафаза» – так называется важнейший момент деления клетки, благодаря которому происходит обновление жизни. Современный балет, который везет в Москву самая известная труппа современного танца Израиля, тоже называется «Анафаза», хотя буквальные аналогии здесь неуместны: по словам постановщика, ему просто понравилось звучание слова, а символическое сходство просматривается лишь в качестве витальной силы, излучаемой со сцены танцовщиками.
Рождению коллектива способствовали легендарные женщины – американская мать модерн-танца Марта Грэхем и Бат-Шева Ротшильд. Дебют «Батшевы» состоялся в 1964 году. Очень скоро критики стали писать, что «Батшева» дает фору нью-йоркским постановкам Марты Грэхем. Вместе со славой в труппу пришли строптивость и несговорчивость с «родителями». Вскоре баронесса Ротшильд отказала «Батшеве» в субсидиях, оставив главное наследство – свое имя.
Нынешний руководитель «Батшева данс компани» хореограф Охад Нахарин, в прошлом танцовщик этого же коллектива, популярен не только дома – как приглашенный хореограф он работал для знаменитых «Кулберг балет», Нидерландского королевского балета, Франкфуртского балета, балета Гранд-театра Женевы. У него простой и правильный источник вдохновения: человеческое тело. Причем все подано крупно и нарочито броско, как будто под микроскопом: Нахарин не зря назвал этот балет проверкой понятия «преувеличение».
Он не боится ни гимнастики, ни эротики, ни брейка, а если в хореографию невзначай попадет классическое па, оно тоже пригодится в хозяйстве. Это танцевальный «салат». А оглушительный барабанный бой, гортанное пение самого хореографа, аккомпанирующего себе на гитаре, парадоксальные беседы артистов с публикой и неожиданное использование мультимедиа – пряная приправа к этому салату.
«Анафаза» считается одним из лучших творений Нахарина. Перед Москвой этот спектакль побывал в Венгрии, где израильская компания открыла престижный международный фестиваль искусств в Будапеште. Рок-музыка и пасхальные песнопения, Арво Пярт и еврейские мелодии смешаны в творении Нахарина резко и точно. Даже гламур и язычество примирились на пространстве «Анафазы».