Чем вычурней танец – тем больше поклонников.
Фото предоставлено организаторами фестиваля
16–25.10. Международный фестиваль балета «Гран па». Малый театр, Большой театр (новая и основная сцены).
═
Фестиваль «Гран па» проходит в третий раз. Его организаторы (московские власти) не устают объявлять: цель проекта – не соревноваться с питерским фестивалем «Мариинский» и не шокировать любителей классики необычными спектаклями, а просто показать, на каких языках говорит нынче мировая хореография. Второй принцип «Гран па» – акцент на именах постановщиков, а не приглашение известных исполнителей, как принято на том же «Мариинском». Наконец, третий, может быть, главный, кит, на котором стоит столичный фестиваль, – уловить дух времени через разнообразие форм современного танца.
Фестиваль откроется двумя спектаклями британской труппы «Рэндом дэнс компани» – «Немезида» и «Polar Sequences». Приедет главный хореограф компании, «кибернетический» Уэйн Мак-Грегор, мы знакомы с ним по прошлому «Гран па». Спектакли «Рэндома» мировая пресса анонсирует как «диалог танца, интернета и цифровых технологий», а «Немезида» описывается как «научно-фантастический апокалипсис». Второй балет, про секвенции – эксперимент по связи камерной музыки и высоких децибел, он исполняется на полу, который начинает светиться от топота ног.
Национальный балет Нидерландов покажет «Пульчинеллу», «Адажио для клавесина», «Четыре пьесы Шумана» и «Серую зону» – сочинения классика европейской хореографии Ханса ван Манена, Дэвида Доусона и нынешнего руководителя труппы Теда Брандсена. Музыка Стравинского звучит в фарсе про героя комедии дель арте, балет «Серая зона» (танцуется на пуантах) отмечен призом «Бенуа де ла Данс» за лучшую хореографию 2003 года, а «Адажио для клавесина» – неоклассика 1973 года от ван Манена: что-то вроде фижм на женщинах, подобие камзолов у мужчин, атмосфера лирического виртуозного академизма в итоге.
Американская труппа «Complexions» – чернокожие танцовщики во главе с блистательным солистом Десмондом Ричардсоном – привезет цветные опусы «Красное» и «Белое», а кроме того, еще шесть небольших постановок. Эта труппа уже гастролировала в Москве: эстрадный танец в набедренных повязках американцы смело соединили с социальной проблематикой.
Мужской балет из Монте-Карло порадует людей с чувством юмора, а также любителей переодеваний в одежду другого пола смешными пародиями на классику: первый акт «Лебединого озера» и «Пахита» освежат в зрительской памяти штампы балетного академизма, а опус «Go for Barocco» пародирует придуманный «переходный период Джорджа Баланчина» от «голубого» к «черно-белому».
Закончится фестиваль гала-концертом в Большом театре.