Гидон Кремер «продвигал» музыку Шнитке при жизни композитора, он продолжает делать это и после его смерти.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
2 – 20.10 Фестиваль Альфреда Шнитке. Большой зал консерватории, Концертный зал Центра Павла Слободкина.
═
Альфред Шнитке ныне немыслим вне термина «полистилистика». Его виртуозное владение разными музыкальными стилями, реконструирование и преображение им уже существующих тем и мелодий вызывают двоякое отношение, но не удивлять не могут. Простенькая мелодия из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» выросла в Рондо Concerto Grosso № 1, большого классического произведения. И это наглядно говорит о размывании границ в музыке. Создание нового единства, слияние серьезной и легкой музыки – важные черты в творчестве Альфреда Шнитке.
Лейтмотивом фестиваля Шнитке тоже стало слияние. Почти каждый концерт содержит произведения, условно говоря, «зрелого» Шнитке и «позднего». А «поздний» почти наотрез отказывается от игривой, комбинирующей, «многоголосой» фактуры. Он становится скуп и угрюмо-философичен, как, пожалуй, и его любимый Иеронимус Босх, на картины которого композитор написал кантату, открывающую новую ипостась его творчества.
«КРЕМЕРата Балтика» с солистами Гидоном Кремером и Татьяной Гринденко 8 октября сыграют и Concerto Grosso № 1, и Concerto Grosso № 6 («поздний Шнитке»), разительно отличающиеся по стилистике концерты одной серии. А 20-го Национальный филармонический оркестр России, дирижируемый патриархом немецкой дирижерской школы – Куртом Мазуром, – с солирующей виолончелью Натальи Гутман исполнит блистательную шекспировскую увертюру «/Не/ сон в летнюю ночь» и серьезную Симфонию № 7 («поздний Шнитке»).
В фестивале принимают участие много исполнителей экстра-класса. Среди них – и всемирно известный «Кронос-квартет», и камерный оркестр «КРЕМЕРата Балтика», и знаменитые «Виртуозы Москвы». К тому же на фестиваль собрались друзья композитора, те, кому он посвятил и доверил первое исполнение многих произведений: скажем, Юрий Башмет, исполнивший написанный специально для него Альтовый концерт. Дирижировать же этот концерт на фестивале впервые взялся Саулюс Сондецкис, получивший в свое время «первое исполнение» пяти произведений, в том числе прямо с ним связанных Concerto Grosso № 3 и «Сутартинес». Этот концерт повторен, увы, не будет, но друзья Альфреда Шнитке – Наталья Гутман, Курт Мазур и почти всегда «продвигавший» произведения скромного Шнитке Гидон Кремер, вновь вспоминая о чести, оказанной им композитором, готовятся сыграть в его любимом городе. Прежде всего в память о друге.