Мартин Пуденц. Полет из Франкфурта в Нью-Йорк.
Фото предоставлено Московским Домом Фотографии
До 24.10. Выставка фотографий Мартина Пуденца «Свет на небе». Московский дом фотографии.
═
Немецкий фотограф Мартин Пуденц, выставку которого привезли в Москву в рамках российско-германских встреч, не просто знаменитый фотопортретист. Используя один из нескольких «благородных способов фотопечати», Мартин сращивает фотографию и живопись.
Техника пикториальной фотографии позволяет переводить негатив на бумагу при помощи красок. Пикториализм был распространен в начале XX века, сильная пикториалистическая школа существовала и в России. Пуденц возрождает старинную технологию – с помощью масляных красок при добавлении брома. Это придает снимку исторический налет, но важнее другое: снимок превращается в картину. Он выполняется в одном тоне (что особенно приятно, если тон теплый) или дорабатывается рельефными мазками краски, иногда художник обостряет полутона. Все это визуально отличает – и выгодно отличает – такую работу от «прямой» фотографии. Подобной техникой русские художники сегодня редко радуют зрителей, немецкий же фотограф заполнил ею почти всю экспозицию. Но это не единственный плюс.
Фотографии Мартина Пуденца возвращают к настоящему немецкому романтизму, правда, без готики и пессимизма. В его пейзажах много света и лирики, в его сюжетно-игровых снимках – море самоиронии, самоиронии художника (признак именно немецкого романтизма) и всепрощающей любви к человеку. В своих постановочных снимках Мартин – шут, но шут тонкий и обладающий поразительным, мягким чувством юмора. Поэтому его «Прелести автопортрета» – это лысина художника, вложенная между больших и мягких грудей впечатляющей женщины, а «Полет из Франкфурта в Нью-Йорк» – это умилительный человечек в летном шлеме, с лопастями и в летной позе. Этот образ усатого комичного маленького человечка, умилительного, добродушного, сгорбленного и неуклюжего, невероятно типичен для европейской шутовской традиции (при том что в действительности Мартин – высокий и представительный мужчина). С ее помощью европейцы ищут свободы, потому-то в голодные и страшные годы Второй мировой немецкие кабаре заполнялись до отказа. Немецкую комическую традицию перенимает и художник Мартин Пуденц.