05 и 06.10. «Спящая красавица». Спектакль Театра классического балета. Новая сцена Большого театра.
Наталья Касаткина и Владимир Василёв давно мечтали иметь в репертуаре своей труппы «Спящую красавицу», но в собственной редакции. Это значит, что к хореографии автора – Мариуса Петипа – они прибавляют свои наработки, а заодно переделывают что-нибудь еще, мизансцены например. При таком подходе авторы хотят убить двух зайцев: показать пиетет к наследию и сохранить танцы, признанные хореографическими шедеврами, а с другой стороны, удовлетворить собственные творческие амбиции. Такая практика у нас в стране чрезвычайно популярна. И многолетние руководители Театра классического балета от нее не отступают.
В новой версии «Спящей», кстати, открывающей 38-й сезон труппы, будет 300 костюмов и много назидательности. Это не удивляет, когда знаешь предыдущие сочинения Касаткиной и Василёва: в основе их вдохновения всегда лежит что-то внебалетное – литература или мораль (как правило, и то и другое). А где в балете место для литературы? В либретто. Вот оно и подверглось основательной переработке.
Нет, действие по-прежнему происходит в эпоху всяческих Людовиков. Но принцесса просыпается гораздо быстрее, чем раньше, – не через сто лет, а годочков этак через пятьдесят. И не пришлый принц будит ее поцелуем, а давний любимый жених, с которым она познакомилась на собственном дне рождения в семнадцать лет. Беда в том, что злая фея Карабос (здесь она не злобная старуха, но юная стерва) тоже проскользнула на праздник, переодевшись другим принцем. Так что Аврора все-таки укололась вязальной спицей. И заснула. Если б не Фея Сирени, которая во сне показывает принцу некий «путь через реку времени», – спать бы Авроре до морковкина заговенья. А так принц ее нашел, хоть и на руинах королевского дворца.
Тут начинается главная новация. Пока принц искал невесту, он состарился, а принцесса после пробуждения по-прежнему молода. У героев начинается взаимное соревнование в благородстве: принц-старик хочет скромно удалиться, чтобы не навязываться юности, принцесса бросается к нему на шею с мысленным криком «я тебя и такого люблю». Потом, конечно, все утрясется: принц по волшебству Феи Сирени помолодеет, они поженятся. Раз прошли моральное испытание, значит, брак будет крепкий.
Я не иронизирую. Наоборот, мне очень интересно, как все это будет отражено в танце. Тут главное – не развалить своими добавками хрупкие конструкции хореографии Петипа, основанной на куртуазности монархии вообще и французского королевского двора в частности.
Пока известно лишь, что спектакль предназначен для зрителей «от 5 до 70 лет» и что на первом показе балета в Каннах (во время Дней российской культуры) пресса очень хвалила исполнительницу главной партии, премьершу труппы Екатерину Березину.