Скоро усталость в глазах Табакова сменится тартюфовской хитрецой.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Первые спектакли сезона в столичных театрах начинались минутой молчания. Затем, после паузы, спектакль. «Последняя жертва» – в табаковском МХАТе, «Кин IV» – в Театре имени Маяковского. Эту некоторую репертуарную вольность «Маяковка» оправдывала тем, что сбор от спектакля пойдет в Фонд помощи пострадавшим от теракта в Беслане.
На носу уже и премьеры. В послетраурную среду в Театре им. Станиславского сыграли «Сон в летнюю ночь» – легкую и насмешливую английскую комедию, жанр, в котором режиссер Владимир Мирзоев чувствует себя как бесенок Пэк в сказочном лесу.
Эту же комедию можно будет увидеть и в Театре им. Пушкина, но под названием «Сон в шалую ночь» – Нина Чусова поставит здесь спектакль в новейшем переводе Осии Сороки. Умершему несколько лет назад в Израиле гению перевода все позволено - некогда его неожиданный «дяденька Лир» определил всю концепцию достопамятного спектакля Сергея Женовача.
В середине этого месяца старшее поколение «фоменок» расписалось во всеактерской любви к Чехову. Еще раз над драмой провинциальных мучениц прольется слеза британца Деклана Доннеллана. Премьеру этих «Трех сестер» готовятся сыграть в рамках VI Международного чеховского фестиваля.
Но больше, чем Чехова, в этом сезоне будет Мольера. Женовач в Малом театре ставит «Мнимого больного», Владимир Мирзоев на вахтанговской сцене доверил роль Дон Жуана Максиму Суханову, а Сганареля – Сергею Маковецкому. В Художественном театре лукавый Олег Табаков предстанет Тартюфом в постановке Нины Чусовой, а любимец Табакова Миндаугас Карбаускис покажет в «Табакерке» «Мизантропа».
Александр Калягин, потративший уйму сил на строительство нового здания своего театра, передаст свои впечатления о московских чиновниках в бюрократической драме «Смерть Тарелкина».
Мистический триллер Сухово-Кобылина о живых мертвецах и пыточных камерах контрразведки ставит на русской сцене литовец Оскарас Коршуновас – его «Ромео и Джульетта», кстати, будут показаны в декабре на фестивале «NET» наряду с «Норой» Томаса Остермайера и новым спектаклем Ивана Вырыпаева.
В ноябре к десятилетию премии Станиславского приурочен «Сезон Станиславского», куда съедутся спектакли лауреатов престижной награды, – в их числе новый спектакль Някрошюса «Песнь песней», вторая версия «Каина» Михаила Бычкова из Воронежа и «Дон Жуан» Александра Морфова из петербургского Театра им. Комиссаржевской.
В октябре на сцене театрального центра «На Страстном» ожидается «Театральная паутина»: спектакли будут идти на сцене и транслироваться в режиме реального времени в интернете. Под это дело москвичи смогут увидеть «Белую историю» питерских мимов из «Комик-треста», абсурдистский театр «КнаМ» из Комсомольска-на-Амуре и вечер балетов Евгения Панфилова.
В июне и июле снова по жаркой Москве растянется VI Чеховский фестиваль. Обещают имперский размах и 100 спектаклей в афише. Блок спектаклей из Японии, блок из Тайваня, блок из Бразилии, панораму американского некоммерческого театра.
Главным хитом станет хулиганский и патриотический «Лес» Петра Фоменко. Из Великобритании привезут спектакль «Манекены» самого Дэвида Линча и автобиографию Шостаковича «Шум времени». Еще ожидается огромный узбекский мюзикл «Содом и Гоморра» о борьбе со СПИДом. Стартует проект на Театральной площади, где Слава Полунин соединит свою лучистую клоунаду с французскими саксофонистами.
Несколько слов о самом шумном коммерческом проекте сезона: 17 октября в Театре эстрады впервые покажут мюзикл «We Will Rock You» на музыку легендарной группы Queen. О чем может получиться европейский мюзикл у поседевших рок-бунтарей? Разумеется, о глобализации и об обретении свободы через творчество. В России всегда любили героев, ушедших из жизни в расцвете лет. Фредди Меркьюри – как раз такой герой, а Queen в России – вторая группа после The Beatles, которая устраивает всех. Так что, возможно, благодаря «We Will Rock You» кризис московского мюзикла будет преодолен.